СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

М.Г.КУРБАНОВ

Оглавление

  Стихийное и сознательное в процессах социальной адаптации

  Концепции эволюционизма и гуманизма в этике. (В соавторстве)

  Социально-философское познание направленности общественного развития.

  Автореферат диссертации: Стихийное и сознательное в реализации законов общества.

  Личные данные

  Список научных работ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОС.УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ ДАГЕСТАНА

_________________________________________________________

НАУКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС ДАГЕСТАНА.

Том I.

Материалы 3-й республиканской конференции, посвященной памяти профессора Х.М.Фаталиева.

( 23-24 января 1995 г.)

_________________________________________________________

(с) ДНЦ РАН, 1997

_________________________________________________________

(стр. 69 - 70) Курбанов М.Г.

СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ

В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

 

Если обобщить сложившиеся в социально-философской литературе определения социальной адаптации, то можно сказать, что она обычно рассматривается как вид деятельности людей, представляющий собой неизбежно складывающиеся объективные нормы и способы человеческого взаимодействия с относительно стабильными и повторяющимися условиями внутренней и внешней среды.

Процессы социальной адаптации составляют основное содержание естественно-исторического процесса и являются общей противоположностью процессов социально-практического преобразования, составляющего суть общественного созидания.

В ходе межсистемного взаимодействия общества с природой и в социальных взаимодействиях внутри общества постоянно проявляется необходимость сохранения основ общественной жизни в меняющихся условиях существования, особенно когда эти условия становятся неблагоприятными и ведут к экстремальным ситуациям стихийного характера.

Процессы социальной адаптации по общей направленности своего действия тесно связаны со стихийным или сознательным поиском решения проблем сохранения и оптимального поддержания нормальной общественной жизни в широком спектре меняющихся условий. В этой связи, рассматривая многообразие процессов социальной адаптации, следует выделить две большие их группы. Первая группа объединяется стихийной формой проявления процессов социальной адаптации, которая в значительной мере обусловлена объективной общественной необходимостью, без реализации которой встает угроза дальнейшему нормальному, ранее сложившемуся существованию той или иной сферы, стороны, части общественной жизни. Вторая группа представляет сознательную форму проявления процессов социальной адаптации, которая выражается одним из направлений реализации человеческой свободы. Это направление связано с перспективой сознательного использования открывающихся социальных возможностей, объективно детерминированных происходящими социальными изменениями, с которыми общество должно считаться.

Сознательная форма проявления социальной адаптации выражает целенаправленное стремление субъекта вступить в такое взаимодействие со средой, чтобы в конечном результате обратить изменения этой среду в свою пользу, чтобы найти в этой среде более благоприятные условия и оптимальные возможности для общего с ней сосуществования. Стихийная форма проявления социальной адаптации в общих чертах представляет собой фатальное, слепое и “безропотное” подчинение окружающей среде, пронатуралистическое “смирение” перед всеми ее изменениями.

Следует отметить, что стихийная и сознательная формы проявления процессов социальной адаптации в реальной общественной жизни переплетаются в одно целое и лишь теоретически они отделены друг от друга идеально жесткой гранью, ибо процессы социальной адаптации зачастую широко включаются в сознательную социально-преобразующую деятельность, которая, в свою очередь, сама, во многом использует промежуточные и конечные результаты различных процессов естественной социальной адаптации.

В этой связи, рассматривая взгляды П.Сорокина, можно отметить, что основное внимание он уделяет именно созидательной стороне истории, через которую он пытается вскрыть внутренние механизмы всего исторического процесса. Анализируя кризисные состояния в исторических процессах различных общественных систем, П.Сорокин приходит к выводу, что “когда созидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности” ( Сорокин П.А. Кризис нашего времени//Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992. С.433).

В естественно-историческом процессе имеются свои элементы созидания, которые используются в социально-историческом творчестве людей, а историческое творчество, в свою очередь, является более успешным и эффективным тогда, когда оно восполняется естественно-исторической необходимостью. Одни и те же социальные компоненты, задействованные в естественном ходе истории и в историческом творчестве могут одновременно функционировать, играя при этом различную роль в разных социальных процессах. Поэтому конкретный элемент развития общественного производства, теоретически рассматриваемый в структуре естественно-исторического процесса, выступает там как одно из проявлений сознательной социальной адаптации.

Общественные потребности как объективные выражения социальной необходимости выступают в структуре естественно-исторического процесса в качестве стихийных движущих сил развития общественного производства. Но, когда эти стихийные движущие силы осознаются, они могут эффективно использоваться в созидательно-исторических целях, могут обретать форму сознательной социальной адаптации.

В анализе взаимодействия стихийного и сознательного моментов истории обнаруживается, что в естественно-историческом процессе заключена не просто предметная область возможностей для созидательно-исторических преобразований, а относительно самостоятельная система, сущностью которой является все то живое, что исторически сохраняется в виде человеческой природы. Поэтому, человечество, как родовое существо, не может пойти на такие преобразования форм своего естественного и необходимого существования, которые со всей очевидностью грозят катастрофическими последствиями для сохранения дальнейшей общественной жизни.

(с) М.Г.Курбанов, 1995

В начало страницы

 

(данная статья находится в издательстве)

КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА И ГУМАНИЗМА В ЭТИКЕ

к.ф.н., доцент ИСАЕВА Х.Д. (ДГУ)

к.ф.н. КУРБАНОВ М.Г. (ДГУ)

Этика как теоретическое философское знание на протяжении веков развивалось в ходе напряженной внутренней борьбы между разными идейными течениями, каждое из которых, "претендуя" на свою исключительно важную роль, на разных этапах определяло себе то одних, то других "союзников" по разным проблемным полям исследования. Наглядным примером такой этико-теоретической борьбы является история "взаимодействия" между концепциями гуманизма и эволюционизма. Если в этическом эволюционизме нравственность постигается как бы "снизу", - в порядке, исходящем из законов естественного становления самой природы, то в гуманизме нравственность раскрывается как бы "сверху", - в зависимости от высших человеческих целей, идеалов и духовно-созидательных сил.

В современной этике происходит позитивный теоретический синтез концепции этического эволюционизма с концепцией этического гуманизма. В ходе такого синтеза решаются, по крайней мере, две ключевые задачи. Первая задача состоит в том, чтобы устранить концептуальные недостатки и слабости, выявить достоинства и сильные позиции обеих концепций, а также определиться в приоритетности самих достоинств. Вторая задача предполагает не эклектическое, а конструктивное соединение достоинств этих концепций на более универсальном концептуально-синтетическом уровне - в форме эволюционного гуманизма или гуманистического эволюционизма.

Если этический эволюционизм выражает ответственность человечества за последствия в развитии всей природы как целого, то этический гуманизм определяет возможности и перспективы, которые скрывает в себе природа для дальнейшего человеческого прогресса. Поэтому концептуальное совмещение этих двух семантических плоскостей знания в единой объемно-теоретической проекции становится более чем актуальным.

Морально-гуманистические идеалы исторически формулируются в нравственных заповедях, которые вводятся в жизненный круговорот человечества для разумного ориентирования и регулирования общественного поведения. Эти нравственные заповеди реализуются в тех случаях, в которых предполагается возвышение и господство человечества над силами и предписаниями природы.

Одним из важных подходов в этом направлении является определение системности и иерархичности связей между столь разными ин- вариантными основами нравственности. В этой связи следует отметить, что по своей форме законы нравственной жизни не могут быть непосредственно выведены или же редуцированы только из законов природы, ибо нравственность всецело определяется сущностью общественной жизни, в которой не менее важную роль играет и духовная сфера. Это представляется верным и потому, что общественная жизнь, регулируемая законами нравственности, включают в себя экономические, политические, правовые и другие отношения, в которых нравственность принимает разные формы реализации своей сути. Эти формы по-разному связаны с природой, вносят различный вклад в дело культивирования, гуманизации и других направлений позитивного взаимодействия общества с природой.

В этой связи возникает ряд вопросов. Каковы же позиции соот- ношения и пределы соподчиненности между эволюционно-биологическими и духовно-гуманистическими основами, каузально питающими реальный нравственный органон общества? В каких условиях некоторые био-эволюционные основы превалируют над духовно-гуманистическими основами, и в каких условиях гуманистические идеалы могут канонизированно предопределять реализацию био-эволюционных факторов.

Согласно этическому эволюционизму сама жизнь естественным образом определяет нормативное содержание и способы социального сосуществования и взаимодействия людей. Ведущую роль при этом играет силовой фактор, способный функционировать в некоторых случаях как своеобразный критерий нравственности. В этическом гуманизме полагается, что люди в своей жизни сами создают сообща способы и формы сосуществования и могут решать любые жизненные проблемы независимо от силового фактора, ограничивая роль стихийного насилия в обществе.

На стыке между концепциями эволюционизма и гуманизма стоит одна из старейших этических проблем - проблема эвдемонизма, в которой по-разному ставятся и решаются задачи познания счастья. Само по себе учение эвдемонизма реализуется в противоположных тенденциях - пессимистической и оптимистической. Поэтому эвдемонизм может либо утверждать свою преобладающую роль в толковании различных сторон нравственной жизни, либо обнаруживать свою зависимость от тех или иных обстоятельств.

Акцентируемая в эвдемонизме роль удовлетворенности, превращение ее в жизненную сверхцель, воздвигнутую над самой жизнью, может оцениваться в нравственности как позитивно, так и негативно, ибо механистический прирост удовлетворенных потребностей может быть нравственно прогрессивным лишь в зависимости от той степени, в которой этот прирост несет освобождение духа, одухотворение физически освобождающейся плоти человека, а не ее услаждение в стихии животно-потребительского изобилия. Таким образом, в современной этике, наряду с выявившейся внутренней противоречивостью и "самокритичностью" эвдемонизма, отрицается и главная суть гедонистической морали.

Этическую ценность имеет не только счастье, но и страдание. Если в эволюционизме страдание и удовольствие сосуществуют как равнопорядковые, равноуровневые, одинаково необходимые атрибуты жизни, то в гуманизме страдание получает более отчужденную форму, а удовольствие рассматривается как атрибут витального полагания. Поэтому здесь следует учитывать исследовательский выход к более широкому пределу понимания нравственности. За этим пределом раскрывается именно то обстоятельство, которое нельзя этически обосновать, оставаясь в плоскости классического противостояния между гедонизмом и эвдемонизмом. Согласно данному обстоятельству, безнравственно созидать цивилизованное счастье одних социальных групп за счет деятельности других, или ублажать последующие поколения людей на основе страдания предыдущих поколений, лишенных свободного выбора и самостановления.

Обоснование этических взглядов о ценностной асимметрии, складывающейся между удовольствием и страданием вытекает из анализа противоположности между бытием и долженствованием. Моральный долг определяет в качестве гармонического идеала деятельности ожидание лишь такого будущего положения вещей, которое наступает сообразно предустановленной необходимости. Но нравственное бытие становится аксиологически соизмеримым лишь в пределах его имманентного настоящего, а не трансцендентного настоящего, телеологически преклоненного перед эфемерной будущностью "вечной" морали. Конкретно-исторический образ любого нравственного идеала может быть предметом целеустремленных исканий и вожделений для той социальной группы, того поколения людей, которые этот образ производят, хотя сам нравственный идеал типологически остается одним и тем же.

Противоречие между концепциями эволюционизма и гуманизма проявляется при постановке и истолковании проблемы нравственной свободы личности. Если в этическом гуманизме исходным является идеал личной свободы, самостоятельности и ответственности человека перед обществом, то эволюционизм исходит из пронатуралистического состояния человека, вытекающего из его судьбы. Тем самым, учение эволюционизма акцентирует ведущую роль стихийных факторов при истолковании путей нравственного формирования человека. Поэтому эволюционизм играет позитивную эвристическую роль в исследовании естественных процессов. В концепции же этического гуманизма основное внимание уделяется нравственному сознанию и общей сознательности человека, имеющих существенное значение в понимании созидательных процессов в жизни общества.

(с) Х.Д.Исаева, 2000-05-06

(с) М.Г.Курбанов, 2000-05-06

В начало страницы

(данная статья находится в издательстве ИПЦ ДГУ, в котором готовится выпуск Вестника ДГУ в 2000 г.)

Курбанов М.Г.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ

НАПРАВЛЕНННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

К фундаментальным проблемам современной социальной философии относится проблема направленности общественного развития, в решении которой существенно важную конституирующую роль играет понимание законов, формирующих основную проекцию или "каркас" этой направленности. Фундаментальность данной проблемы тесно связана с общей проблематикой всей структуры социально-философского познания. Поэтому в ее решении следует исходить из анализа самой структуры социально-философского познания.

Современная социальная философия характеризуется внутренней противоречивостью между конкретно-всеобщей и абстрактно-всеобщей формами понимания общественного мира. Лишь в своем единстве обе эти формы служат философскому постижению такого сложного системного объекта как общество. В сфере абстрактно-всеобщего ключевую роль играют те или иные социально-философские категории и принципы, функционирующие как бы обособленно друг от друга, в своей относительной самостоятельности, как ступени и достигнутые позиции, в которых знание о разных сторонах социальной объективности трансформируется в более высокий уровень развития субъекта. В сфере конкретно-всеобщего восприятия решающую роль играют различные концептуально-теоретические системы, конституируемые в единую социально-философскую картину общественного мира.

Вся сложность социально-философского познания заключается в том, что в известных пределах общество как объект может в чем-то совпадать и может не совпадать с обществом как субъектом. Если сфера конкретно-всеобщего обусловлена наиболее общими, первичными связями и отношениями сознания к социально значимым законам бытия, то сфера абстрактно-всеобщего выражает вторичные связи данного типа, т.е. различные априорные возможности, ситуации и модели первичных связей и отношений. Специфика вторичных связей состоит в том, что они однозначно срефлексированны не из самого бытия и его законов, а из внутренних функций самосознания, направленного на постижение общественного бытия. Эти априорные возможности, ситуации и модели общественного развития в процессе познания соединяются различным образом с предметно-ориентированными формами отношения к миру и фиксируются в социально-философских категориях, принципах и законах.

С областью конкретного в социально-философском познании тесно связаны, в частности, философия истории, философия социологии, философия культуры, политическая философия, философия права, философия образования, философия этики, аксиология и т.д., которые совпадают в том, что имеют отношение к одному и тому же объекту исследования - обществу, и различаются в том, что раскрывают разное предметное видение этого объекта, связаны с ним по-разному. (Понятие "социальное", в отличие от понятия "социологическое", понимается здесь в предельно широком смысле, т.е. в смысле, близком к понятию "общественное". Социологическое же выражает лишь определенное конкретно-научное видение социального). В предмете социологической философии рассматриваются и обобщаются такие достижения социологической науки и практики, в которых акцентируются формально сложившиеся объективные структуры всего общества и формируемая ими направленность общественного развития. В предмете философии истории выделяется главным образом формирование общей последовательности и хронологической направленности процессов и событий общественной жизни.

В общих чертах направленность общественного развития характеризуется преемственностью и необратимостью, обновляемостью и повторяемостью, последовательностью, устойчивостью, упорядоченностью и другими составляющими. Поэтому социальная философия постигает общую направленность общественного развития и актуализирует в ней сознательное начало, прямо или косвенно присутствующее и проявляющееся во всех сферах общественной жизни. Говоря об этой направленности, следует отметить, что она представляет собой перспективную в исследовательском отношении область социально-философского, обществоведческого познания, в которой пересекаются предметные сферы философско-социологических, философско-исторических и других конкретно-философских воззрений. Обобщающая и синтезирующая функция философского познания во многом обусловлена здесь тем, что атрибутика общественной жизни рассматривается не в предметном противопоставлении различных сторон общественной жизни, а в их объективном единстве, которое постигается философской мыслью. На основе обобщения философско-социологических, философско-исторических и др. знаний возникает такое видение и постижение общественной жизни, которое во многом, если не во всем, способствует формированию и общенаучного подхода в исследовании общества как системного объекта.

В связи с анализом общей направленности общественного развития, являющейся важнейшим атрибутом закономерного общественного развития, в ходе которого объективно актуализируется сознательное начало, необходимо рассмотреть соотношение между такими формами обществоведческого познания как социология, история и философия. Безусловным в данном соотношении, на мой взгляд, является то, что не все, что рассматривается и получается в результате социологических исследований, может быть включено в систему философских знаний. Лишь наиболее общие социологические вопросы и воззрения могут включаться в философию, где они конституируются в форму философско-социологического и социально-философского знания. Точно так же, лишь наиболее общие вопросы и воззрения исторической науки могут включаться в социальную философию и конституироваться в форму конкретного философско-исторического знания.

Реконструируя процесс возникновения социологической философии и философии истории, следует отметить, что они как отдельные формы конкретного социально-философского познания, очевидно, возникали вне непосредственной структурно-функциональной формы взаимосвязи. Очевидно, социологическая философия каузально возникала на "пограничной" сфере стыкующихся между собой общесоциологических и философско-обществоведческих знаний, а философия истории появлялась как непосредственный результат синтеза философско-обществоведческих знаний с наиболее общими представлениями об историческом процессе и его закономерностях.

В этой связи очевидно, что лишь после первичного, "смутного" конституирования социологической философии и философии истории как относительно самостоятельных систем конкретного философского знания, в общей структуре философского знания стали предприниматься внутренние, методологически необходимые и обоснованные попытки сопоставления и анализа полученных разными путями социально-философских и других обществоведческих знаний об одном и том же объекте.

На пересечении философско-социологических и философско-исторических представлений о направленности общественного развития находится одна из ключевых методологических проблем - это проблема совместимости, соединения двух фундаментальных по своему значению социально-философских теорий - теории исторического процесса и теории общественного развития. Эти теории имеют много общего, прежде всего в том плане, в котором исследуется общая направленность изменений в общественной жизни, но в них есть и характерные различия, заключающиеся, в частности, в том, что эта направленность может иметь социологическую и историческую формы, качественно отличающиеся друг от друга.

Сложность здесь заключается в том, что в теории исторического процесса отражается не только направленность общественного развития, получающая историческую форму, но все те общественные сдвиги и изменения, которые вызываются объективной логикой общественно-исторического развития. Поскольку эти изменения имеют непременно исторический характер, то они детерминируют собой формирование общей исторической направленности. В философской теории общественного развития исторические процессы выглядят несколько иначе, в отличие от того, как они рассматриваются в рамках одной только исторической науки, ибо в социально-философском исследовании, согласно методологической функции принципа развития, гораздо чаще приходится проводить такие познавательные процедуры как идеализация, или абстрагирование от хаотических общественных изменений, не имеющих прямого отношения к истории, а особенно к логике общественного развития. Кроме того, в философской теории общественного развития акцентируется главным образом именно общественный фактор, в то время как в теории исторического процесса в центре внимания находятся конкретно существующие состояния и формы взаимодействия общества с природой, а значит не менее значимую роль играет наряду с общественным и природный фактор.

Если в социально-философской методологии приоритетное место отводится принципу развития и функциям теории общественного развития, то в центре внимания философско-исторических взглядов находится прежде всего принцип историзма, теория исторического процесса и их роль в понимании общественного развития. Однако утверждение принципа историзма вовсе не означает полного исключения из содержания теории исторического процесса логики общественного развития. Следовательно, исторический процесс имеет свою "прикладную", внутреннюю логику, постижение и использование которой позволяет исследователю синтезировать знание предмета и законов истории общества со знанием предмета и законов общественного развития.

Бесспорно, что в целостной картине общественной жизни понимание истории общества вне принципа развития так же затруднительно, как и понимание общественного развития вне принципа историзма. Остроту этой методологической проблемы четко обозначил М.Мандельбаум когда писал, что "человеческое прошлое не может рассматриваться ни как единый процесс развития, ни как ряд процессов, протекающих независимо друг от друга" (Mandelbaum M. History, man and reason. A study in nineteenth - century thought. - Baltimore; London, 1971. XI. - P.133). Однако М.Мандельбаум, занимая в целом философско-исторические позиции, рассматривает свой предмет сквозь призму многообразия путей развития культуры и сохраняет в своих взглядах соответствующий методологический приоритет - пытается ограничить сферу взаимосвязи монистического принципа с принципом развития и называет издержками историзма ХIХ века попытки рассмотрения истории как единого пути развития.

Общественное развитие на стадии единого мирового цивилизационного процесса концептуально может пониматься шире, чем общественно-исторический процесс, ибо развитие общества имплицитно включает в себя не только то, что входит в состав истории, но и так называемые неисторические процессы и компоненты, обусловленные объективной логикой общественного развития и характеризуемые социологическими, социально-психологическими, экономическими и другими законами общества. Иначе говоря, сознательное развитие общества представляет собой ни что иное, как созидательный процесс, в структуру которого с необходимостью входят не только ситуации, идеи и модели, воплощенные в общественно-историческую практику, но и такие ситуации и идеи, развитие которых не продвинулось дальше спроектированной модели или творческого замысла и зафиксировалось, например, в такой более общей форме как творческий потенциал общественного развития.

Практическая реализация творческого замысла связана с поиском возможностей соединения сознательной деятельности людей с так называемой надсознательной сферой общественной жизни, т.е. такой сферой, которая обусловлена внутренней социо-логикой общественного развития. В свою очередь формирование конкретного творческого замысла во многом зависит от сложившегося в обществе общего творческого потенциала, выражающего осознанные субъективные возможности общественного развития и меру их соответствия логике общественного прогресса.

Таким образом, можно отметить, что направленность общественного развития является одним из фундаментальных атрибутов общества. Эта направленность характеризуется тенденциями углубления и расширения необратимых общественных преобразований. История свидетельствует, что в итоге решающая роль принадлежит не просто количественному возрастанию активной массы людей, но главным образом ее качественному совершенствованию (профессионализация, интеллектуализация и т.д.), сопровождающемуся усилением творческого потенциала и других возможностей субъективной активности народных масс, выходом их деятельности на такие сферы жизненного пространства, которые лежат вне естественно сложившейся, стихийной формы организации общественной жизни.

(с) М.Г.Курбанов, 2000-05-06

Курбанов М.Г., канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры философии ДГУ

Адрес электронной почты
: kurbanovm@mail.ru

В начало страницы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курбанов Муса Гасангусейнович

СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург - 1997

Работа выполнена на кафедре философии Дагестанского государственного университета.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Магомедов А.М.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, действительный член Академии гуманитарных наук Рогов И.М.,

кандидат философских наук, доцент Огарков А.Н.

Ведущая организация: Санкт-Петербургский юридический институт

**************************************************************

Защита состоялась 3 апреля 1997 г. в 15 час. на заседании Диссертационного Совета К 063.57.38 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу : 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5, философский факультет, ауд.155.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной Библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета.

Ученый секретарь диссертационного Совета, к.ф.н., доцент Аполлонов В.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования в значительной мере обусловлена необходимостью поиска практических возможностей рационального решения глобальных и локальных проблем современного общества. Развитие общества на основах рациональности и справедливости является одной из высших осознанных целей человеческого прогресса. В связи с этим, чем более высокой является цель, тем более фундаментальные средства требуются для ее достижения. Поиск таких средств ведется в разных философских учениях, которые продвигаются разными путями. Диссертант исходит из необходимости исследования инвариантных основ и законов общества. Поскольку существенный уровень общественной жизни выражен в ее законах, то философское и общенаучное осмысление законов общества, стихийных и сознательных способов их реализации, а также возможностей их практического использования является одной из фундаментальных проблем современной социальной философии и всего обществознания.

Некоторые философы ставят под сомнение реальность законов общества и, соответственно, актуальность их исследования; одни пытаются снять эту проблему как субъективистскую, другие же считают необходимым вывести её из сферы философского познания и "поместить" в сферу философской веры, идеологии и мировоззрения, призванных удовлетворять идейно-практические интересы общественно-политических субъектов: партий, классов, наций, др. групп, определяющих ориентиры своей общей деятельности.

В отечественной социально-философской проблематике последних лет все большее внимание уделяется разным аспектам соотношения стихийных и сознательных факторов общественного развития, а также разным подходам в решении этого сложного вопроса. Это осознается не только философами, но и историками, экономистами, психологами, юристами, которые имеют дело не со всеобщими общественными законами, а с теми законами, которые имеют локально-определенное и специфическое общественное содержание.

Степень разработанности проблемы. Одной из фундаментальных проблем социальной философии и науки является проблема обоснования объективных законов общества. В методологическом аспекте проблему обоснования объекта рассматривает В.А.Лекторский, согласно которому важной предпосылкой обоснования реальности любого объекта, в том числе и закона, является разграничение между идеализированными и реальными объектами. ( См.: Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980. - С. 195-204). В этой связи, диссертант считает, что в свете современных достижений феноменологического, идеографического, социо-технологического, аксиологического и др. подходов, проблема обоснования реальности законов требует дальнейшего более углубленного теоретического исследования.

Проблема соотношения стихийного и сознательного в обществе и его законах неоднократно и в различных аспектах рассматривалась почти на всех этапах истории философской мысли. Значительное внимание разным аспектам этой проблемы уделяли Гераклит, Аристотель, Спиноза, Вико, Локк, Кант, Шлегель, Гегель, Шопенгауэр, К.Маркс, В.И.Ленин, П.А.Сорокин, К.Поппер, А.Тойнби, Д.Лукач,Г.Х.фон Вригт и другие. Эта проблема находится в центре внимания и современной отечественной философской мысли, в работах М.А.Барга, А.Н.Бугреева, М.А.Василика, Г.Е.Глезермана, И.А.Гобозова, С.И.Гончарука, И.Д.Ермолаева, Г.Г.Караваева, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, В.П.Рожина, А.Д.Сирина, В.П.Тугаринова, А.К. Уледова, В.Н.Панибратова, В.И.Приписнова, В.Ф.Паркина и др.

Исследование законов общества значительно активизировалось после работы В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзона ( См.: Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. Проблемы теории исторического процесса. - М., 1981). Выводы этих авторов, по мнению диссертанта, составили научно-теоретическую основу для дальнейших интенсивных исследований в данной области.

Однако, в отечественной философской литературе недостаточно внимания уделяется анализу данной проблемы в аспекте соотношения и взаимодействия естественного хода истории и исторического созидания, при рассмотрении которых открывается более широкий контекст видения данной проблемы. Если в естественно-историческом процессе превалируют объективные факторы стихийного происхождения, то в созидательно-историческом процессе решающая роль принадлежит активности субъекта, реализующего свой творческий потенциал под определяющим воздействием сознательного начала. В этом взаимодействии своеобразно проявляется единство субъекта истории с ее объективным ходом.

Много спорных вопросов возникло в ходе анализа соотношения между объективной и субъективной сторонами общественных законов.

Можно ли включать субъективный фактор в структуру реализации общественных законов, и, если да, то в какой мере это допустимо? В ходе этого спора сложилось два основных направления в решении данного вопроса. Среди тех, кто дает отрицательный ответ, можно назвать Л.И.Грекова, И.Д.Ермолаева, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Я.А.Кронрода и других авторов. Положительный ответ дают А.Н.Бугреев, Г.Е.Глезерман, Д.П.Зеркин, Л.А.Куликов, О.Г.Мясников, В.Ф.Паркин, Ю.К.Плетников, В.Ф.Приписнов, А.К.Уледов и другие.

Не только различные методы влияют на многообразие подходов к проблеме, но и разные подходы к решению проблемы накладывает свой существенный отпечаток на используемую методологию. Данное обстоятельство наглядно проявляется в анализе категорий "стихийное" и "сознательное", который проведен в работах А.Н.Бугреева, А.И.Демидова, И.И.Камынина, А.Г.Спиркина и др. В связи с этим следует отметить, что пока нет общепринятого решения вопросов о соотношении стихийного и сознательного в законах общества.

В современных условиях, когда сняты идеологические ограничения гуманитарного познания, возникает необходимость переосмысления ранее устоявшихся взглядов. Сформировавшееся ранее гуманитарное знание перестало выполнять адекватную социально-ориентационную функцию, поскольку многие объективные факторы законов общества подгонялись под идеологические цели, а субъективные факторы (выдающаяся роль руководства, энтузиазм масс и т.д.) неоправданно преувеличивались. Проблематика законов общества в таких условиях не могла быть разработана с соответствующей научной глубиной. В связи с этим, предстоит переосмыслить полученные ранее знания о законах общества.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение сложного характера взаимосвязей между стихийными и сознательными факторами в реализации законов общества. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- сравнительный социально-философский и философско-исторический анализ общественных законов в аспекте разграничения стихийного и сознательного в общественном развитии;

- обобщение известных точек зрения и различных направлений, в которых рассматривается данный объект исследования;

- анализ объективного содержания законов и возможностей диалектики как теории и методологии в исследовании стихийных и сознательных форм реализации общественных законов;

- рассмотрение особенностей и характерных черт взаимосвязи стихийного и сознательного в естественно-историческом и созидательно-историческом процессах общественного развития;

- определение существенной роли стихийного фактора в естественно-историческом процессе, рассмотрение внутренней необходимости и активности его воздействия на общественную жизнь;

- более полное выявление определяющей роли сознательного фактора в историческом созидании и его ограниченных возможностей в структуре естественно-исторического процесса;

- раскрытие тождества и различий в реализации законов в естественно-историческом и созидательно-историческом процессах.

Для решения поставленных задач автор опирается на достижения социально-философской мысли, делает критический анализ различных точек зрения в решении этой проблемы. Автор исходит из необходимости выяснения места и роли сознательной деятельности людей в общественных событиях и законах. Для этого рассматривается воздействие сознательной деятельности на стихийные общественные процессы, а также выявляется роль стихийных общественных процессов в сознательном преобразовании общества. Автор анализирует структуру естественно-исторического процесса как первичного начала, выясняет место и роль сознания в нем, а также возникновение в естественном ходе истории созидательного, творческого начала. В диссертации рассматривается формирование созидательно-исторического процесса как относительно самостоятельного, а также обусловленные им формы взаимодействия с естественно-историческим процессом. Анализируется суть взаимодействия естественно-исторического и созидательно-исторического процессов, определяющих закономерную тенденцию исторического прогресса.

Научная новизна обусловлена задачами, которые диссертант ставит в исследовании противоречивого характера законов общественно-исторической реальности как единства и взаимодействия двух фундаментальных начал - естественного, реализующегося стихийно, и созидательного, в котором важнейшую роль играет сознание и практика. В связи с этим конкретизируется и научная новизна.

1. Автор теоретически осмысливает проблему обоснования реальности общественных законов, соотношения стихийного и сознательного в качестве форм проявления и реализации законов общества. Постановка и решение этой проблемы рассматриваются в аспекте идейно-философской борьбы между натурализмом и антинатурализмом.

2. Делается попытка классификации механизмов реализации общественных законов.

3. Сопоставляются социально - философские, философско - исторические, философско-социологические и др. подходы, позволяющие формировать общую теорию общественного прогресса.

4. Категории "стихийное" и "сознательное" рассматриваются на фундаментальном уровне общественного развития, на котором они функционируют как отражение противоположных социально-инвариантных основ существования общества как такового.

5. Диссертант впервые вводит понятие "созидательно-исторический процесс", являющееся относительно противоположным широко известному понятию "естественно-исторический процесс". В созидательно-историческом процессе интегративно реализуется сознательный фактор культурно-исторического процесса, в котором стихийное начало существует и проявляется в ограниченном виде. Взаимодействие естественно-исторического и созидательно-исторического процессов рассматривается не только в общем социально-теоретическом плане, но и в ходе анализа конкретных закономерностей в таких сферах общественной жизни как производство, образование, межнациональные отношения, нравственное развитие и др.

6. Формы реализации общественных законов (действие, использование, функционирование и др.) рассматриваются в аспекте их внутреннего и внешнего противоречия. Наряду со стихийной формой действия общественных законов, автор считает столь же правомерным говорить и о сознательной форме действия законов (при условии высокого уровня развития социально-исторической практики). По мнению автора, кроме сознательного использования законов в общественно-исторической практике объективно существуют и стихийные формы использования законов. В дальнейшем эти формы могут рационально постигаться и переходить на сознательную основу функционирования.

Методологической основой и теоретическими источниками диссертации являются произведения классиков мировой философии и видных отечественных философов. Важная роль в исследовании отводится общефилософским основам и принципам познания. Философская теория общественного развития, основанная на материалистическом понимании истории, на взгляд диссертанта, образует мировоззренческую ориентацию в исследовании данного предмета, без которой невозможен соответствующий методологический анализ. В основе философского понимания общества лежит монистический принцип, в котором идея единства стихийного и сознательного гармонически сочетается с идеей единства объективного и субъективного, единства исторического и логического в развитии общества.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты работы позволяют углубить теоретические представления в области изучения особенностей соотношения и взаимодействия стихийного и сознательного в законах общества, учитывать многообразие форм практической реализации законов в разных общественных системах, находить среди них более рациональные формы. Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях рассматриваемого предмета, в разработке рекомендаций для органов государственного управления и общественного самоуправления. Основные выводы исследования автор использовал в преподавании курса философии.

Апробация работы. Диссертация была выполнена и обсуждена на кафедре философии Дагестанского государственного университета, где получила положительную оценку и рекомендована к защите. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Основные положения работы докладывались на республиканской научной конференции молодых ученых Дагестана по проблемам гуманитарных наук (Махачкала, июнь 1993 г.), на региональной научно-практической конференции "Проблемы формирования и развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров в современных условиях" (Махачкала, апрель 1994 г.).

Материалы исследования получили свое освещение в публикациях автора, указанных в автореферате, они также использованы автором и при проведении занятий по философии в Дагестанском государственном университете.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает 106 наименований.

~~~~~~~~~~~~~~~

В начало страницы

СЮДА ГОТОВЯТСЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В начало страницы

=========================

СПИСОК НАУЧНЫХ РАБОТ

ст.преподавателя кафедры философии ДГУ,

кандидата философских наук М.Г.Курбанова

1.Соотношение понятий "действие" и "использование" в познании общественных законов//Тезисы докладов Респ. научн. конф.молодых ученых Дагестана по проблемам гуманитарных наук. (24-25 июня 1993 г.) Махачкала 1993. Изд-во ИПЦ ДГУ. 0,2 п.л.

2.Стихийное и сознательное в межнациональном общении //Тезисы докладов Респ. Научной конф.молодых ученых Дагестана по проблемам гуманитарных наук (24-25июня 1993 г.). Махачкала, 1993. Изд-во ИПЦ ДГУ. 0,2 п.л.

3.Стихийное и сознательное в разработке стратегии послевузовского образования//Проблемы формирования и развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров в современных условиях. Тезисы докл. и рекоменд. конференции. Махачкала 1994. Изд-во ИПЦ ДГУ. 0,2 п.л.

4. Стихийное и сознательное в нравственном развитии личности// Нравственная культура личности и пути ее формирования. Тезисы докладов и сообщений на научно-методической конференции. Махачкала, 1994. Изд-во ИПЦ ДГУ. 0,3 п.л.

5. Стихийное и сознательное в историческом процессе//Сб.статей.студ. и аспир.: Гуманитарные науки. Вып.4. Махачкала, 1995. Изд-во ИПЦ ДГУ. 0,4 п.л.

6. Структурное единство и формы взаимодействия законов природы и общества//Вестник ДГУ. Экономика. Философия. Право. Махачкала, 1996. Изд-во ИПЦ ДГУ. 0,5 п.л.

7. Стихийное и сознательное в процессах социальной адаптации//Наука и социальный прогресс. Материалы 3-й республиканской конференции. Махачкала, 1997. Изд-во ДНЦ РАН. 0,2 п.л.

8. Нравственный гуманизм С.Н.Булгакова//Вестник Пятигорского гос.лингвистического университета. Пятигорск, 1997. Изд-во ПГЛУ. 0,1 п.л.

9. Тесты по философии. Методическое пособие для студентов вузов. Махачкала, 1999. Изд-во ИПЦ ДГУ. 1,0 п.л. (В соавторстве с Курбиевым М.М.)

10. Социально-философское познание направленности общественного развития//Вестник ДГУ.Экономика. Философия. Право. (В производстве). Махачкала, 2000. Издательство ИПЦ ДГУ. 0,5 п.л.

11.Концепции эволюционизма и гуманизма в этике. (В производстве). Издательство ИПЦ ДГУ. (В соавторстве с Исаевой Х.Д.)

~~~~~~~~~~

***** ~~~~~~~~~~ *****

В начало страницы

ААААА БББББ ВВВВВ

Составлен: 06.05.2000 г. Изменен:............

Автор идеи и дизайна - Курбанов М.Г.





Hosted by uCoz