ДАГЕСТАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Приветствие заведующего кафедрой.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ ! Коллектив кафедры очень рад появлению новой возможности открытого и доверительного общения с Вами. Нам есть что рассказать о себе, о своей скромной и кропотливой профессиональной деятельности на ниве вечной философии, которая сплотила нас всех общим стремлением к высокой мудрости жизни.

Пока перед Вами рабочая версия страницы, которая скоро будет дополнена новыми сведениями.

М.И. Билалов.

Оглавление

  Кафедра философии (исторический экскурс)

  Перспективы кафедры философии ДГУ

  Профессорско-преподавательский состав кафедры философии

  Новости кафедры

  Публицистика кафедры

  Электронная почта (Email) кафедры философии ДГУ: philosoph@mail.dgu.ru

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ (исторический экскурс)

СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ДАГЕСТАНЕ ВООБЩЕ, В ДАГЕСТАНСКИХ ВУЗАХ - В ЧАСТНОСТИ, СВЯЗАНО С ИМЕНЕМ ПРОФЕССОРА ХАЛИЛА ФАТАЛИЕВА (1915-1959 г.г.). ЕГО ОТЛИЧАЛИ ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ШИРОКАЯ ЭРУДИЦИЯ, БОЛЬШАЯ КУЛЬТУРА МЫСЛИ, УМЕНИЕ ВЫДЕЛИТЬ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ВРЕМЕНИ ПРОБЛЕМЫ.

Х.М.ФАТАЛИЕВ В 1937 ГОДУ ОКОНЧИЛ ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ, ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ДАГЕСТАНЦЕВ ЗАЩИТИЛ ДИССЕРТАЦИЮ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК. В 1950 ГОДУ УСПЕШНО ЗАЩИТИЛ В МГУ ДОКТОРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ ПО ФИЛОСОФСКИМ ПРОБЛЕМАМ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ Х.М.ФАТАЛИЕВА ПРИВЛЕКЛИ ВНИМАНИЕ НАУЧНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ СТРАНЫ, СЫГРАЛИ ВИДНУЮ РОЛЬ В ДЕЛЕ АКТИВИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДАГЕСТАНСКИХ ВУЗАХ. ПРОФЕССОР ФАТАЛИЕВ Х.М. ПОМОГАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ФИЛОСОФИИ КОНСУЛЬТАЦИЯМИ, ЧИТАЛ СПЕЦКУРСЫ, РАССКАЗЫВАЛ О ФОРМАХ СВЯЗИ ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. ПАМЯТЬ О ПРОФЕССОРЕ ФАТАЛИЕВЕ УВЕКОВЕЧЕНА НЕ ТОЛЬКО ЕГО ФИЛОСОФСКИМИ РАБОТАМИ. В ПРИУНИВЕРСИТЕТСКОМ ПАРКЕ УСТАНОВЛЕН ПАМЯТНИК Х.М.ФАТАЛИЕВУ, ПРОВОДЯТСЯ НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЕГО ИМЕНИ.

В 1957 ГОДУ, КОГДА ДПИ ПРЕОБРАЗОВАЛСЯ В УНИВЕРСИТЕТ, ВМЕСТО ОДНОЙ КАФЕДРЫ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА БЫЛИ СФОРМИРОВАНЫ ДВЕ, - В ТОМ ЧИСЛЕ И КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ. РАСШИРИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН (ЛОГИКА, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ - НА ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ), ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ БЫЛ ВВЕДЕН НА ЕСТЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ.

В РАЗВИТИИ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ БОЛЬШАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕЕ ПЕРВЫМ ЗАВЕДУЮЩИМ - ДОЦЕНТУ ГАДЖИЕВУ С. (1963-1963 гг..) И ЗАТЕМ - ГАЙДАРОВУ М.Г. (1963-1966). В 1968 ГОДУ КАФЕДРА БЫЛА РАЗДЕЛЕНА НА ДВЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАФЕДРЫ, КОТОРЫЕ ВПОСЛЕДСТВИИ - В 1967 ГОДУ БЫЛИ ВНОВЬ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКУЮ КАФЕДРУ. В 1979 ГОДУ НА БАЗЕ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАЛИСЬ НОВЫЕ КАФЕДРЫ - НАУЧНОГО АТЕИЗМА И ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. ЭТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОБУСЛАВЛИВАЛИСЬ ПОИСКАМИ ОПТИМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ ЦИКЛА ФИЛОСОФСКИХ НАУК.

ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО СКАЗАЛОСЬ НА ВСЕХ СТОРОНАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. С НАЧАЛА 60-Х ГОДОВ НАЧАЛАСЬ ШИРОКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ КАДРОВ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТА И ДРУГИХ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ. В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРОШЛИ АСПИРАНТУРУ И СТАЛИ КАНДИДАТАМИ ФИЛОСОФСКИХ НАУК М.БАТЫРМУРЗАЕВ, М.ГАЙДАРОВ, Т.САВИНА, А.АДАМОВ, М.КУРБИЕВ. В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ - Р.САЛАВАТОВ.

К КОНЦУ 1950-Х ГОДОВ ОТНОСИТСЯ НАЧАЛО РАЗРАБОТКИ УНИВЕРСИТЕТСКИМИ КАДРАМИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАУКИ. ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ ДОЦЕНТОМ ГАДЖИЕВЫМ С.М., ПОЛОЖИВШИЕ НАЧАЛО ТОЙ ИЗВЕСТНОСТИ, КОТОРУЮ ОБРЕЛА НАУЧНАЯ МЫСЛЬ ДАГЕСТАНА.

РАЗВИТИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТЕСНОЙ СВЯЗИ С ЖИЗНЬЮ И ПОТРЕБНОСТЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА НАШЛО ВЫРАЖЕНИЕ В РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ РАЗРАБАТЫВАЕТ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ПРОФЕССОР АГАЕВ АХЕД ГАДЖИМУРАДОВИЧ. ПРОФЕССОР АГАЕВ А.Г. В ТЕЧЕНИЕ 26 ЛЕТ С 1968 Г. ПО 1994 Г.Г. ВОЗГЛАВЛЯЛ КАФЕДРУ ФИЛОСОФИИ, ВЫСОКО ПОДНЯЛ ЕЕ СТАТУС, ПРЕВРАТИВ В ВЕДУЩУЮ ФИЛОСОФСКУЮ КАФЕДРУ РЕСПУБЛИКИ. ПОЧТИ ВСЕ ТРАДИЦИИ, КОТОРЫМИ СЕГОДНЯ ЖИВЕТ КАФЕДРА, БЕРУТ НАЧАЛО ИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПРОФЕССОРА АГАЕВА А.Г.

ПРОФЕССОР АГАЕВ А.Г. ВЕДЕТ ПЛОДОТВОРНУЮ НАУЧНУЮ РАБОТУ. В 1954-1975 ГГ. - ИМ ИЗДАНО В МОСКВЕ НЕСКОЛЬКО МОНОГРАФИЙ ПО ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН СССР, ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ НАРОДНОСТИ В 20 ВЕКЕ. 1980-1990 ГОДЫ ОТМЕЧЕНЫ ИЗДАНИЕМ ПРОФЕССОРОМ АГАЕВЫМ А.Г. МОНОГРАФИЙ: "ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ"(1994), "ФИЛОСОФИЯ СОВЕСТИ"(1995), "МАГОМЕД ЯРАГСКИЙ - МУСУЛЬМАНСКИЙ ФИЛОСОФ"(1996, 1997), "ДАГЕСТАНСКОЕ ЕДИНСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ"(1997). К ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ ПРОФЕССОРА АГАЕВА А.Г. ОТНОСИТСЯ "НАЦИОЛОГИЯ .ФИЛОСОФИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКЗИСТЕНЦИИ"(1992), ГДЕ РАЗРАБОТАНА ТЕОРИЯ НАРОДА КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА, ИСТОЧНИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. ЭТОТ НАУЧНЫЙ ТРУД ПОЛУЧИЛ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ. В 1993 ГОДУ ПРОФЕССОР АГАЕВ А.Г. УДОСТОЕН ПРЕМИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА СОРОСА.

РАЗРАБОТКА ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ О НАУЧНОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ НАШЛА ПРОДОЛЖЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ САЛАВАТОВА Р.М., МАГОМЕДОВА А.М., ХАСБУЛАТОВА Х.М., МУСЛИМОВА С.Ш., КУРБИЕВА М.М., САВИНОЙ Т.Б., ГУСЕЙНОВА О.М. И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ В ДАГЕСТАНЕ ФИЛОСОФОВ.

В 1994-1995 ГГ. - КАФЕДРОЙ ФИЛОСОФИИ ДГУ ЗАВЕДОВАЛ ПРОФЕССОР МАГОМЕДОВ АБДУЛА МАГОМЕДОВИЧ, ПРОВОДИВШИЙ ПЛОДОТВОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ ФУНКЦИЙ В ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИИ. БОЛЬШОЙ ТРУД БЫЛ ПРОДЕЛАН ПРОФЕССОРОМ МАГОМЕДОВЫМ А.М. ПО ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗВЕСТНОГО МЫСЛИТЕЛЯ-ГУМАНИСТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ А.ТАХО-ГОДИ.

ПРОДОЛЖАЯ НА КАФЕДРЕ ОРГАНИЗАТОРСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СВОЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКА, МАГОМЕДОВ А.М. УДЕЛЯЛ ПЕРВОСТЕПЕННОЕ ВНИМАНИЕ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. КОЛЛЕКТИВ КАФЕДРЫ ДРУЖНО ВЗЯЛСЯ ЗА ПОДГОТОВКУ ПЕРВОГО КАФЕДРАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ВУЗОВ. ЗНАЧИТЕЛЕН ВКЛАД ПРОФЕССОРА МАГОМЕДОВА В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ. НЕСМОТРЯ НА БАЗОВОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОН НА УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСТОРИКА И ФИЛОСОФА СУМЕЛ СОБРАТЬ, ОБОБЩИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ И АРХИВНЫЙ МАТЕРИАЛ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ МНОГОСТОРОННЮЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОДНОГО ИЗ ТАЛАНТЛИВЕЙШИХ ЛЮДЕЙ ДАГЕСТАНА, КАКИМ ЯВЛЯЕТСЯ АЛИБЕК ТАХО-ГОДИ.

В 1997 ГОДУ ЗАВЕДУЮЩИМ КАФЕДРОЙ ФИЛОСОФИИ ИЗБРАН ПРОФЕССОР БИЛАЛОВ МУСТАФА ИСАЕВИЧ - ПРОРЕКТОР ДАГЕСТАНСКОГО ГОС.УНИВЕРСИТЕТА. УМЕЛАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМ РАБОТЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ЦЕНТРА ПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, СОЧЕТАЕТСЯ С ПЛОДОТВОРНОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ТЕМАТИКА ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССОРА БИЛАЛОВА М.И. - ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ. ЕГО ПЕРУ ПРИНАДЛЕЖАТ ТАКИЕ РАБОТЫ КАК "ИСТИНА. ЗНАНИЕ. УБЕЖДЕНИЕ"(1990), "КУЛЬТУРА ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ"(1993), "МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИСТИНЫ И ПРОБЛЕМА ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ"(1991) И ДР.

КАФЕДРА УДЕЛЯЕТ МНОГО ВНИМАНИЯ ВНЕДРЕНИЮ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ. В 1996-1999 ГОДАХ ИЗДАНО ДЕСЯТЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ПРОГРАММ СПЕЦКУРСОВ, ТЕСТОВ ПО ФИЛОСОФИИ, А ТАКЖЕ "ПЕРВЫЙ УЧЕБНИК" КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ ДГУ - УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ (1996), КОТОРОЕ ЯВИЛОСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ КРОПОТЛИВОЙ РАБОТЫ АВТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ И ЕГО РЕДАКТОРА - ПРОФЕССОРА МУСЛИМОВА САЛИХА ШАХБАНОВИЧА.

БОЛЬШАЯ РАБОТА ПРОВОДИТСЯ КАФЕДРОЙ В ПЛАНЕ ОБЩЕФИЛОСОФСКОЙ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ. ПОМИМО КУРСА ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ, ОНА ВКЛЮЧАЕТ СПЕЦКУРСЫ ПО ФИЛОСОФСКИМ ПРОБЛЕМАМ ЧАСТНЫХ НАУК И ПО МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ. АСПИРАНТУРУ ПРИ КАФЕДРЕ ФИЛОСОФИИ ЗА ВРЕМЯ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОШЛИ 17 ЧЕЛОВЕК, ИХ НИХ 14 - УСПЕШНО ЗАЩИТИЛИ КАНДИДАТСКИЕ ДИССРЕТАЦИИ.

КАФЕДРА ШИРОКО ПРИВЛЕКАЕТ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ. ВКУС К ИЗЫСКАНИЯМ МУДРОСТИ ПРИВИВАЕТСЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ КЛУБАХ "ГАРМОНИЯ" (НА БИОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ), "ДЕМИУРГ" (НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ), "РОДНИК" (НА ФАКУЛЬТЕТЕ ДАГЕСТАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ), В ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУППАХ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА. СТУДЕНТЫ - ЧЛЕНЫ ЭТИХ КЛУБОВ И ГРУПП ПРИНИМАЮТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В УНИВЕРСИТЕТСКИХ И МЕЖВУЗОВСКИХ РЕСПУБЛИКАНСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, В КОНКУРСАХ НА ЛУЧШУЮ СТУДЕНЧЕСКУЮ РАБОТУ И, КАК ПРАВИЛО, СВОЮ СУДЬБУ ЗАЧАСТУЮ СВЯЗЫВАЮТ С НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

В начало страницы

ПЕРСПЕКТИВЫ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ ДГУ

 

ЭТИ ПЕРСПЕКТИВЫ СВЯЗАНЫ С ОСВОЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ, С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ, НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ БУДЕТ ОБНОВЛЯТЬСЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ. ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ЭТОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ, ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИМ, ЭТИЧЕСКИМ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ, НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИМ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЕДУЩИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ.

ПРЕДСТОИТ ВНЕДРИТЬ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ.

КАФЕДРА СТРЕМИТСЯ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ, ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМ, ЭКОНОМИЧЕСКИМ, ИСТОРИКО-ПРАВОВЕДЧЕСКИМ.

В ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАФЕДРЫ БУДЕТ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ НА РАЗРАБОТКЕ ПРИОРИТЕТНОЙ ТЕМЫ - "ДАГЕСТАН ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОСТОЧНЫХ И ЗАПАДНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ". ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ПОДГОТОВИТЬ И ИЗДАТЬ КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ, А ТАКЖЕ НЕСКОЛЬКО КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ.

В начало страницы

Профессорско-преподавательский состaв кафедры философии

1. БИЛАЛОВ МУСТАФА ИСАЕВИЧ - заведующий кафедрой философии.

БИЛАЛОВ МУСТАФА ИСАЕВИЧ - ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР,

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ФИЛОСОФИИ ДГУ,

ПРОРЕКТОР ДАГЕСТАНСКОГО ГОС. УНИВЕРСИТЕТА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДАГ. ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА,

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.

Родился 4 сентября 1948 г. в с.Бабаюрт Бабаюртовского района ДАССР. На кафедре с 1978 года, с 1982 г. - доцент кафедры, с 1991 г. - профессор, в 1997 - избран заведующим кафедрой. Тема докторской диссертации: "Многообразие форм существования истины в совокупном познании" (1991 г., Московский педагогический государственный институт им. В.И.Ленина). Научные исследования ведет по теоретико-познавательной тематике. Опубликовано 55 работ, общим объемом 90 п.л.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ.

1.Дж.Локк о соотношении истины и знания //Ж.Вестник МГУ. Сер.7.Философия N2, 1984.С.61-68.

2.Истина. Знание. Убеждение. (Монография. 11,2 п.л.) Ростов-На-Дону. Издательство РГУ. 1990.

3.Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации // Ж.Философские науки, N12. 1991. С.93-99.

4.Культура постижения истины. (Монография. 6,0 п.л.) Махачкала. 1993.

5.Познание, знание, вера // Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Махачкала. 1996. С.131-143.

*****************************************

2. АГАЕВ АХЕД ГАДЖИМУРАДОВИЧ - профессор кафедры философии.

АГАЕВ АХЕД ГАДЖИМУРАДОВИЧ - ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР,

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ ДАССР И РСФСР,

ДИРЕКТОР НЕЗАВИСИМОГО ИНСТИТУТА ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ "НАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ",

СОВЕТНИК ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.

Родился 22 марта 1924 г. в с.Ахты, Ахтынского района ДАССР. На кафедре: 1968-1994 г.г. - заведующий кафедрой, с 1994 г. продолжает работать в качестве профессора кафедры. Тема докторской диссертации: "Теоретические проблемы народности как исторической формы этнической общности". Тема научных исследований: "Взаимодействие восточных и западных цивилизаций в истории Дагестана. Спецкурсы: Философия и методология науки, философия культуры, методологические проблемы исторической науки, нациология как философия национальной экзистенции. Написано и опубликовано более 500 работ, общим объемом 300 п.л.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ.

1.Нациология. Философия национальной экзистенции. Махачкала. ДГУ. 1992.

2.Философия и методология науки. Махачкала. ДГУ. 1994.

3.Дагестанское единство. История и современность. Махачкала: Дагучпедгиз. 1995.

4.Философия совести. Махачкала. Дагкнигоиздат. 1995.

5.Магомед Ярагский - мусульманский философ. Махачкала. ДГУ. 1996.

*****************************************

3. АЛИЕВ ШАМИЛЬ МАГДИЕВИЧ - доцент кафедры философии.

АЛИЕВ ШАМИЛЬ МАГДИЕВИЧ - КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК,

*****************************************

4. ИСАЕВА ХАДИЖАТ ДЖАМАЛОВНА - доцент кафедры философии.

ИСАЕВА ХАДИЖАТ ДЖАМАЛОВНА - КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ,

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ДАГ. ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА,

ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Родилась в с.Апши Буйнакского района ДАССР. На кафедре с 1977 г. - преподаватель, затем - ст.преподаватель. В наст.время - доцент. Тема кандидатской диссертации: "Общественное сознание советского народа в диалектике его состояний" (1982 г. Ростовский госуниверситет). Тема научного исследования: Проблемы межнациональных отношений в современном Дагестане. Спецкурсы: Философские основы социальной работы. Философия и лингвистика.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ.

1.Что значит мыслить конретно?//Москва.1989.Вестник МГУ.

2.Актуальные проблемы интернационального и патриотического воспитания молодежи//Ж.Вопросы истории КПСС.М.1990.N2.

3.Активные формы обучения// Тезисы.Харьков.1990.

4.Аристотель и античная математика.Мариуполь.1993// В соавт.

5.Человечество перед лицом глобальных проблем//Махачкала. ИПЦ ДГУ.1996.

*****************************************

5. КУРБАНОВ МУСА ГАСАНГУСЕЙНОВИЧ - ст. преподаватель кафедры философии.

КУРБАНОВ МУСА ГАСАНГУСЕЙНОВИЧ - КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК,

ЧЛЕН ДАГ. ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА.

Родился 19 августа 1956 года в г.Каспийске ДАССР. На кафедре: 1989 - 1990 г.г. - младший научный сотрудник, 1990 - 1993 г.г. - аспирант кафедры философии, 1995 - 1997 г.г. - преподаватель, с 1998 г. - ст.преподаватель. Тема кандидатской диссертации: "Стихийное и сознательное в реализации законов общества" (1997 г., Санкт-Петербургский гос.университет).

*****************************************

6. КУРБИЕВ МАГОМЕД МУРТУЗАЛИЕВИЧ - доцент кафедры философии.

КУРБИЕВ МАГОМЕД МУРТУЗАЛИЕВИЧ - КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ,

ЧЛЕН ДАГ. ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА.

Родился 27 июля 1929 года в с.Вачи Кулинского района ДАССР. На кафедре с 1966 г. - ст.преподаватель, с 1968 г. - доцент. Тема кандидатской диссертации: "Сближение и взаимообогащение советских национальных культур" (1965 г. МГУ). Темы научного исследования: История культуры общества. Цивилизационные основы развития общества.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ.

1.Межнациональные связи и интернациональные традиции в культуре народов Дагестана// Сб.Интернациональное воспитание трудящихся. Махачкала. 1979.

2.Сближение, взаимообогащение, расцвет (общее и особенное) в развитии культуры народов Дагестана в 20-30 г.г. // Махачкала, 1981.

3. Художественная культура как категория эстетико-культурологического познания // Махачкала, 1982.

4. Духовное развитие народов Дагестана в 20-30 г.г.// Махачкала, 1990

*****************************************

7. МАГОМЕДОВ ГАСАН МАГОМЕДОВИЧ - доцент кафедры философии.

МАГОМЕДОВ ГАСАН МАГОМЕДОВИЧ - КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ

ЧЛЕН ДАГЕСТАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА.

Родился 30 апреля 1938 года в с.Шуни Лакского района ДАССР. На кафедре работает с 1997 года. Тема кандидатской диссертации:"Факторы социальной среды и их роль в формировании личности" (1974 г.) Тема научного исследования:Проблема человека, мораль и образ жизни. Спецкурс:Социально-нравственные основы права.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ.

1.Социальная микросреда и ее роль в формировании личности. 2 п.л. Махачкала. 1973.

2.Влияние социальной среды на формирование личности. 2 п.л.Махачкала. 1973.

3.Методическое пособие по истории философии марксистского периода. 2,2 п.л. 1985.

4.Этика и культура юриста. 2.2 п.л. 1987.

***************************************

8. МУСЛИМОВ САЛИХ ШАБАНОВИЧ - профессор кафедры философии.

МУСЛИМОВ САЛИХ ШАБАНОВИЧ - ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР,

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ,

ЧЛЕН ДАГЕСТАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА.

Родился 13 октября 1937 г. в с.Цициг Сулейман-Стальского района ДАССР. На кафедре: с 1969 г. - преподаватель, с 1971 г. - ст.преподаватель, с 1974 г. - доцент, с 1991 г. профессор кафедры. Тема докторской диссертации: "Общее и особенное в формировании научно-материалестического миропонимания народов Северного Кавказа (1989 г. Институт философии АН Азерб.ССР, г. Баку). Тема научного исследования: Смысложизненные ориентации массового сознания дагестанцев и формирование духовной культуры.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ.

1.Философские аспекты исследования религиозного сознания // Махачкала, 1974.

2.Интернационализация обрядов и традиций // Махачкала. 1986

3. Природа человека и смысл его существования // Махачкала.ИПЦ ДГУ. 1995.

4.Философия. Учебное пособие для студентов вузов // Махачкала.1996. ( Под редакцией).

5.Цициг-Наме (на лезгинском языке) // Махачкала. 1997.

*****************************************

9. САВИНА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА - профессор кафедры философии.

,,

*****************************************

10. САРКАРОВА НАИЛА АХЕДОВНА - доцент кафедры философии.

,,,

****************************************

11. ЯХЬЯЕВ МУХТАР ЯХЬЯЕВИЧ - доцент кафедры философии.

,,,,,,,

*****************************************

В начало страницы

Новости кафедры

О работе диссертационного Совета К.063.61.03

Диссертационный Совет К.063.61.03. утвержден в Дагестанском государственном университете (г.Махачкала) приказом Президиума ВАКа России от 26.02.1998г., № 153 - в.

Диссертационному Совету разрешено проводить защиту диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальностям: 09.00.01. - онтология и теория познания, 09.00.11. - социальная философия.

В 1999 г. проведено 3 заседания диссертационного Совета и в том числе - защита кандидатской диссертации Шахбановой М.М. на тему "Национальное самосознание: сущность, структура, социальные функции (на материалах Республики Дагестан)" по специальности - социальная философия (09.00.11). Диссертационная работа получила аппробацию в учебных заведениях Республики Дагестан и рекомендована для внедрения в вузовских учебных курсах и воспитательной работе с молодежью.

Работа Совета стимулировала подготовку аспирантов и соискателей на кафедрах философии вузов республики, их число на одной лишь кафедре философии ДГУ дошло до 10. На 2000 год в адрес Со- вета поступили уже 5 заявок на защиту, в том числе и из других регионов.

**********************************************

24 апреля 2000 г. состоялась ежегодная научная конференция "Философия в ДГУ на рубеже веков." Руководитель - профессор Билалов М.И. Были заслушаны следующие доклады и выступления:

1. Билалов М.И. - зав.кафедрой, д.ф.н., профессор. Суфизм о человеческом познании.

2. Алиев Ш.М. - к.ф.н., доцент. Национализм, демократия и реальность.

3. Исаева Х.Д. - к.ф.н., доцент. Культура общения: функции языка.

4. Курбиев М.М. - к.ф.н., доцент. Самосознание на фоне социальной реальности Дагестана.

5. Курбанов М.Г. - к.ф.н. Религиозная вера и ее роль в современной духовной жизни.

6. Муслимов С.Ш. - д.ф.н., профессор. От конфронтации к диалогу мировоззрений.

7. Савина Т.Б. - к.ф.н., профессор. Роль семьи в формировании культуры межэтнического общения.

8. Саркарова Н.А. - к.ф.н., доцент. Философское обоснование образования.

9. Яхьяев М.Я. - к.ф.н., доцент. Особенности формирования русской философии истории.

10. Абакаров Р. - аспирант "Философия классического суфизма"

11. Бутаева А.М. - соискатель. "Социально-демографическая характеристика студентов, как объекта исследования".

12. Арухова А. - соискатель. "Некоторые особенности суфийских идей о познании в Дагестане".

********************************************

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ !

Дагестанское Отделение Российского Философского общества.

Дагестанский государственный университет

проводят 21 - 22 сентября 2000 г. научно-практическую конференцию: "ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ МИРА НА КАВКАЗЕ. ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕСТВОМ".

Предполагается работа следующих секций:

1. Основные духовно-нравственные ценности и тенденции их проявления в жизни кавказских народов.

2. Социально-исторические традиции мирного сосуществования народов на Кавказе, в условиях открытого общества.

3. Философско-политические и правовые проблемы управления обществом и способы их решения.

4. Конституционный порядок и ненасильственные формы его становления в обществе.

5. Проблемы становления открытого общества и демократических институтов в жизни народов Кавказа.

По итогам конференции предполагается публикация тезисов. Тезисы принимаются до 5 сентября 2000г., объемом до 3 страниц, формата А-4, через 1,5 интервала, (в электронной версии - шрифт N 12 "Times New Roman". Тезисы должны быть предоставлены в распечатанном виде и на дискете или электронной почтой по адресу: musa@mail.dgu.ru , а также - kurbanovm@mail.ru Для иногородних участников обязательна авторская справка.

Обращаться по адресу: 367025, г.Махачкала, ул.Коркмасова, дом 8, ДГУ, кафедра философии. Телефоны:

(8722) 68-23-18 Билалов Мустафа Исаевич

(8722) 68-02-83 Курбиев Магомед Муртузалиевич

(8722) 68-36-43 Курбанов Муса Гасангусейнович

*********************************************

В начало страницы

Публицистика кафедры

ФИЛОСОФИЯ МНОГОЛИКОГО ТВОРЧЕСТВА

(К 75 летию профессора А.Г.Агаева)

" ... Бьет ключиком философская мысль Дагестана, выражая потребности духовного становления народов.Как и во всем мире, дагестанские философы не вырастают, словно грибы, из земли... Самые тонкие, драгоценные и невидимые соки породы концентрируются в философских учениях.Их оригинальная мысль - бесценное духовное достояние нашего общества, нуждающееся в бережном содержании,охране,культивировании и дальнейшем творческом взращении". Так несколько лет назад писал Ахед Гаджимурадович Агаев,известный современный дагестанский философ, в одном из своих многочисленных статей. Эти слова характеризуют и собственное творчество А.Агаева, потому оно заслуживает самого пристального внимания.

Много раз говорилось и писалось о многогранности таланта А.Агаева, имея в виду его известность как писателя,литературоведа,публициста,философа. Но мне представляется не менее справедливым подчеркнуть целостность творчества А.Агаева. Его основным объектом изучения явилась народность, с ее структурированием на несколько предметов (культура,литература,самосознание и т.п.) и исследование их на различных уровнях (обыденно-популярном, эмпирически-социологическом, теоретически-философском). Вот уже полвека, словно двигаясь по спирали Архимеда, А.Агаев вновь и вновь на разных витках осмысливает сущность народности путем изучения ее генезиса, культуры, самосознания, взаимоотношений с другими социальными общностями, ближайших и далеких перспектив.Причем, на философский уровень осмысления этих явлений А.Агаев поднимается на второй трети творческой жизни - с середины 60-х годов, что подтвердилось выходом в свет монографии "К вопросу о теории народности" (1965). Работа привлекла внимание научного сообщества новизной подходов к рассмотрению бытия народности на различных ступенях общественного развития, ее связи с нацией, выявлением особенностей малых народностей.

Уже в следующей работе "Нация, ее сущность и самосознание" (1967) А.Агаев берется за разрешение важной проблемы - теории наций, места понятия национального самосознания в раскрытии сущности нации. При этом научная активность плодотворно совмещается с его успешной общественно-политической, педагогической, литературоведческой, публицистической деятельностью. Ее границы одновременно определяют некое философское, трансцендентальное содержание, превращающееся в ядро творчества А.Агаева. В таком параллелизме нет парадокса. Более того, в нем отражается специфика приобщенности к философии. Одно дело высказать глубокие философские идеи на обыденном языке с соответствующей аргументацией и убежденностью. Другое дело - оперирование смыслами, смыслотворчество, опирающееся на силу абстракции.

А.Агаев - писатель, литературовед, памфлетист, публицист, критик. Первый период творчества - прелюдия к первичной философской работе. Скажем, публицистику "характеризует не только большая свобода и раскованность мысли, ... самовыражение автора и его рефлексивные переживания..., оценочные способы восприятия объекта и его метафорический стиль изложения, но и морализаторство, софистика и скольжение по поверхности фактов. Гуманитаристика обретает очертания лишь постольку, поскольку осваивает формально-логические и научные методы. Тем не менее, это все еще движение к проблеме из души, под влиянием внутреннего интереса.Первые философские работы - зачастую более творческие, поскольку исходный пункт философского исследования, - то, с чего начинает наука, как считает Поппер, субъективная неудовлетворенность имеющимися решениями проблемы и желание устранить эту неудовлетворенность.

Первый этап философствования больше обусловлен внешними обстоятельствами, он детерминирован статусом философа, производится по социальному заказу. Философ изобрел новую мысль, состоялся в проблеме, он живет в ней, функционирует в системе своих ценностей, обязательств и обязанностей, налагаемых научным сообществом. Этот период полнокровного вхождения в проблему у А.Агаева начинается, по нашему мнению, в конце 60-х годов.

Второй период творчества А.Агаева (первичная философская работа), был как и полагается, непродолжительным - не более 5 лет. Как известно, у многих "ученых" творческий запал на том и иссякает. А.Агаев, благодаря удивительному трудолюбию и интеллектуальной трудоспособности, вкусу к теории и умению писать, вот уже более 30 лет развивает до концептуального совершенства свои идеи и взгляды по различным проблемам теории наций.

Я не думаю, что А.Агаев приступил к решению ,скажем, проблемы понятийной атрибутивности национального самосознания в теории наций с ее формулировки. Философ уже интуитивно видел решение, у него было достаточно оснований для обоснования имеющегося в виду результата - фактов, принципов, положений эмпирического порядка из обширного литературного,социологического, культурологического, историко-этнографического материала, которым он свободно владеет. Оставалось, опираясь на солидную философскую культуру, осмотреться в терминологических конвенциях, произвести переинтерпретацию традиционных понятий (категорий) и подкрепить теорию новым системным взглядом. Во многом этим объясняется напористость, и высокоэффективная результативность философского творчества А.Агаева.

А.Агаев подошел вплотную к созданию новой отрасли философского знания, которую он назвал "нациология". В работе "Нациология: проблема конституирования"(1991), и в монографическом исследовании "Нациология: философия национальной экзистенции"- (1992) автор вводит в научный оборот целый комплекс категорий -"национальная жизнь", "национальная деятельность", "национальное бытие", "национальное движение", "национальное время", "национальное пространство". Это уже не простое развитие теории наций, а формирование новой науки,отличной от этнологии,этносоциологии и т.п., о необходимости которой сообщалось в докладе профессора Н.Ярощука на ХХ Всемирном философском конгрессе:"Философия в воспитании человечества" (Бостон, США, 1998) (См.: Вестник Российского философского общества, 1998, N 2, с. 9-10)

А.Агаева отличает от многих коллег развитое политическое чутье, интеллектуальная интуиция, достаточная дерзость и прозорливость духа. Его можно отнести к числу тех, кто предпринял первые шаги по просмотру основных, традиционно устоявшихся в марксизме, признаков нации. В сложной диалектике этнического и социального в структуре нации он перевел из числа несущественных в ряд сущностных признаков национальное самосознание. Как знать, может он положил начало немыслимому в то время, но вполне убедительно отстаиваемому ныне некоторыми философами выводу о том, что базисным признаком для нации является не экономическая жизнь, а национально-духовный генофонд.

Сегодня происходит своеобразная ломка методологии рассмотрения межэтнических проблем. Некоторые отечественные исследователи считают диалектическую методологию неэффективной для анализа межэтнических отношений и, рассматривая ее как открытую систему, применяют к ней модный ныне синергетический подход, "благо" усложняющий воздействие политических, экономических, религиозных, экологических и т.п.высших факторов, обрекает их на т.н. флуктуационные состояния, состояния непрерывного изменения, с возможными критическими точками катастрофы, бифуркации, после чего вполне реален хаос и возникновение т.н. диссинативной структуры.

Ряд исследователей, изучающих происходящие сегодня на Северном Кавказе межнациональные процессы, пытаются объяснить их в непривычных терминах - "большое общество"(А.Ахиезер) и "локальное общество", усматривая принципиальное различие между ними в том, что первое отличается государственной формой организации, правом, развитой формой денежного обращения и т.п., а второе характеризует общество традиционного типа. Не лишне может прислушаться к голосу американской социологии этничности, предлагающей четыре основных подхода: ассимиляционизм, плюрализм, теорию этнического конфликта и теорию этнической мобилизации? А маловразумительное требование "свободы" нашими национальными движениями видимо вовсе надо решать за пределами рационально-философского знания, подключая в данную проблематику вненаучные, нерациональные мифологические смыслы?

Словом,нынешний поиск методологических оснований разрешения практических задач и теоретических проблем национальных отношений, осуществляется на почти неограниченном интервале подходов. Возможно, такой поиск оправдан невиданной этнизацией массового сознания, происходящей на фоне системного кризиса российского общества. Разумеется, А.Агаев работал и работает в рамках диалектического материализма, хотя в свое время проявляемые им раскованность мысли и дерзость духа могли рассматриваться как посягательство на методологическую чистоту и строгость партийной философии.

Поднявшись на высоту облюбованной теоретической проблемы,на вершину философских абстракций,А.Агаев легко переключается и на классические, самые фундаментальные проблемы философии - бытия,материи,сознания и т.п. Но что примечательно: он всегда остается глубоко национальным философом. Не знаю, относит ли свое творчество Ахед Гаджимурадович к своеобразной философской мысли Дагестана, по выявлению специфики которой он высказал интересные соображения. Войдя в науку из восточной культуры и осветив европейский стиль мышления А.Агаев внес своим творчеством заметный вклад в становление специфического философствования, его кристализации в структуре общественной мысли Дагестана.

И наконец, нельзя не сказать о нем как о педагоге и организа- торе науки. Десятки,сотни методических материалов вышли из-под пера или под редакцией философа. За 30 лет работы заведующим кафедрой на сотнях заседаний им умело аккумулировался и использовался передовой педагогический опыт эффектизации и интенсификации учебного процесса. Он был катализатором работы методических комиссий и методологических семинаров, межвузовских объединений преподавателей. Долгие годы руководил Дагестанским отделением философского общества СССР.

Особое внимание у А.Агаева - становлению научно-педагогических кадров. Налаженная им система аспирантских курсов по подготовке к сдаче экзаменов кандидатского минимума по философии отличается четкостью организации, методической продуманностью. Под его непосредственным руководством десятки аспирантов обязаны ему путевкой в профессиональную философию.

Билалов М.И.

*******************************************

В начало страницы

Связаться с кафедрой можно по электронной почте


ПИШИТЕ НАМ НА КАФЕДРУ: philosoph@mail.dgu.ru

В начало страницы

Составлен: 16.05.2000 г. Изменен: 29.06.2000 г.

( С ) Курбанов М.Г. - Составление и дизайн



Hosted by uCoz

ФИЛОСОФИЯ в ДАГЕСТАНЕ