НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА
Исаева Х.Д., Курбанов М.Г. Концепции эволюционизма и гуманизма в этике // Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: Международная науч.-практич. конфер. Махачкала – Пятигорск, 30 – 31 мая 2000 г. Махачкала - Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. С.247-248.
КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА И ГУМАНИЗМА В ЭТИКЕ
к.ф.н., доцент ИСАЕВА Х.Д. (ДГУ) к.ф.н. КУРБАНОВ М.Г. (ДГУ) |
---|
Этика как теоретическое философское знание на протяжении веков развивалось в ходе напряженной внутренней борьбы между разными идейными течениями, каждое из которых, "претендуя" на свою исключительно важную роль, на разных этапах определяло себе то одних, то других "союзников" по разным проблемным полям исследования. Наглядным примером такой этико-теоретической борьбы является история "взаимодействия" между концепциями гуманизма и эволюционизма. Если в этическом эволюционизме нравственность постигается как бы "снизу", - в порядке, исходящем из законов естественного становления самой природы, то
В современной этике происходит позитивный теоретический синтез концепции этического эволюционизма с концепцией этического гуманизма. В ходе такого синтеза решаются, по крайней мере, две ключевые задачи. Первая задача состоит в том, чтобы устранить концептуальные недостатки и слабости, выявить достоинства и сильные позиции обеих концепций, а также определиться в приоритетности самих достоинств. Вторая задача предполагает не эклектическое, а конструктивное соединение достоинств этих концепций на более универсальном концептуально-синтетическом уровне - в форме эволюционного гуманизма или гуманистического эволюционизма.
Если этический эволюционизм выражает ответственность человечества за последствия в развитии всей природы как целого, то этический гуманизм определяет возможности и перспективы, которые скрывает в себе природа для дальнейшего человеческого прогресса. Поэтому концептуальное совмещение этих двух семантических плоскостей знания в единой объемно-теоретической проекции становится более чем актуальным.
Морально-гуманистические идеалы исторически формулируются в нравственных заповедях, которые вводятся в жизненный круговорот человечества для разумного ориентирования и регулирования общественного поведения. Эти нравственные заповеди реализуются в тех случаях, в которых предполагается возвышение и господство человечества над силами и предписаниями природы.
Одним из важных подходов в этом направлении является определение системности и иерархичности связей между столь разными ин- вариантными основами нравственности. В этой связи следует отметить, что по своей форме законы нравственной жизни не могут быть непосредственно выведены или же редуцированы только из законов природы, ибо нравственность всецело определяется сущностью общественной жизни, в которой не менее важную роль играет и духовная сфера. Это представляется верным и потому, что общественная жизнь, регулируемая законами нравственности, включают в себя экономические, политические, правовые и другие отношения, в которых нравственность принимает разные формы реализации своей сути. Эти формы по-разному связаны с природой, вносят различный вклад в дело культивирования, гуманизации и других направлений позитивного взаимодействия общества с природой.
В этой связи возникает ряд вопросов. Каковы же позиции соотношения и пределы соподчиненности между эволюционно-биологическими и духовно-гуманистическими основами, каузально питающими реальный нравственный органон общества? В каких условиях некоторые био-эволюционные основы превалируют над духовно-гуманистическими основами, и в каких условиях гуманистические идеалы могут канонизированно предопределять реализацию био-эволюционных факторов.
Согласно этическому эволюционизму сама жизнь естественным образом определяет нормативное содержание и способы социального сосуществования и взаимодействия людей. Ведущую роль при этом играет силовой фактор, способный функционировать в некоторых случаях как своеобразный критерий нравственности. В этическом гуманизме полагается, что люди в своей жизни сами создают сообща способы и формы сосуществования и могут решать любые жизненные проблемы независимо от силового фактора, ограничивая роль стихийного насилия в обществе.
На стыке между концепциями эволюционизма и гуманизма стоит одна из старейших этических проблем - проблема эвдемонизма, в которой по-разному ставятся и решаются задачи познания счастья. Само по себе учение эвдемонизма реализуется в противоположных тенденциях - пессимистической и оптимистической. Поэтому эвдемонизм может либо утверждать свою преобладающую роль в толковании различных сторон нравственной жизни, либо обнаруживать свою зависимость от тех или иных обстоятельств.
Акцентируемая в эвдемонизме роль удовлетворенности, превращение ее в жизненную сверхцель, воздвигнутую над самой жизнью, может оцениваться в нравственности как позитивно, так и негативно, ибо механистический прирост удовлетворенных потребностей может быть нравственно прогрессивным лишь в зависимости от той степени, в которой этот прирост несет освобождение духа, одухотворение физически освобождающейся плоти человека, а не ее услаждение в стихии животно-потребительского изобилия. Таким образом, в современной этике, наряду с выявившейся внутренней противоречивостью и "самокритичностью" эвдемонизма, отрицается и главная суть гедонистической морали.
Этическую ценность имеет не только счастье, но и страдание. Если в эволюционизме страдание и удовольствие сосуществуют как равнопорядковые, равноуровневые, одинаково необходимые атрибуты жизни, то в гуманизме страдание получает более отчужденную форму, а удовольствие рассматривается как атрибут витального полагания. Поэтому здесь следует учитывать исследовательский выход к более широкому пределу понимания нравственности. За этим пределом раскрывается именно то обстоятельство, которое нельзя этически обосновать, оставаясь в плоскости классического противостояния между гедонизмом и эвдемонизмом. Согласно данному обстоятельству, безнравственно созидать цивилизованное счастье одних социальных групп за счет деятельности других, или ублажать последующие поколения людей на основе страдания предыдущих поколений, лишенных свободного выбора и самостановления.
Обоснование этических взглядов о ценностной асимметрии, складывающейся между удовольствием и страданием вытекает из анализа противоположности между бытием и долженствованием. Моральный долг определяет в качестве гармонического идеала деятельности ожидание лишь такого будущего положения вещей, которое наступает сообразно предустановленной необходимости. Но нравственное бытие становится аксиологически соизмеримым лишь в пределах его имманентного настоящего, а не трансцендентного настоящего, телеологически преклоненного перед эфемерной будущностью "вечной" морали. Конкретно-исторический образ любого нравственного идеала может быть предметом целеустремленных исканий и вожделений для той социальной группы, того поколения людей, которые этот образ производят, хотя сам нравственный идеал типологически остается одним и тем же.
Противоречие между концепциями эволюционизма и гуманизма проявляется при постановке и истолковании проблемы нравственной свободы личности. Если в этическом гуманизме исходным является идеал личной свободы, самостоятельности и ответственности человека перед обществом, то эволюционизм исходит из пронатуралистического состояния человека, вытекающего из его судьбы. Тем самым, учение эволюционизма акцентирует ведущую роль стихийных факторов при истолковании путей нравственного формирования человека. Поэтому эволюционизм играет позитивную эвристическую роль в исследовании естественных процессов. В концепции же этического гуманизма основное внимание уделяется нравственному сознанию и общей сознательности человека, имеющих существенное значение в понимании созидательных процессов в жизни общества.
(с) Исаева Х.Д., 2000
(с) Курбанов М.Г., 2000