БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      ЗВУК      ФОТО      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ     ПОЧТА

 

 

 

Курбанов М.Г. К основным гендерным проблемам  антропологии и истории // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Материалы междунар. науч. конфер. Часть II. Иваново: Издат-во Иван. гос. ун-т, 2002. С. 157 – 158

 

 

Курбанов М.Г.

Дагестанский  государственный  университет  ахачкала)

 

К основным гендерным проблемам

 антропологии и истории

 

В центр внимания философская антропология ставит человеческое начало, которое само в себе разделено на мужскую и женскую половины. Это разделение изначально является  онтологически инвариантным, тотальным, функционально асимметричным, взаимно дополняемым и динамически уравновешенным.

Мужская и женская половины неравнозначны по целому ряду аспектов. Но эта неравнозначность ограничена только той мерой, в которой обе половины предназначены для восполнения друг друга. Поэтому здесь можно прямо сказать, что человеческое начало, взятое в виде той или иной своей половины будет неполноценным, абстрактным и ущербным. Ведь человеческая сущность не имеет половых, возрастных, национальных, расовых и др. различий. В этом смысле постижение человеческой сущности в гендерологии, демографии, этнографии, нациологии оказывается принципиально невозможным.

Тем не менее, гендерология (как и др. науки) не может обойтись без определения сущности своего предмета. Она рассматривает человеческую сущность не на предельном и всеобщем уровне, как это имеет место в антропологии, а на феноменальном уровне ее разделения, где сущность мужчины рассматривается в сопоставлении с сущностью женщины.

Как мужчина, так и женщина способны представлять собой конкретную и своеобразную форму проявления человечности. Поэтому антропология имеет общие точки концептуального "соприкосновения" с гендерологией. В каждом человеке, независимо от его пола, обе половины (- и мужская, и женская) предполагают друг друга. Они определенным образом сосуществуют (в неравнозначном виде), идентифицируются друг в друге, постоянно сличаются и различаются между собой. Они по целому ряду признаков могут совмещаться друг с другом и взаимодействовать в определенном, иерархическом соотношении. Но приоритет остается за той половиной, которая физиологически предопределена природой. Здесь можно говорить о физиологических и психологических проблемах гендерологии, которые обусловлены динамическим соотношением половых признаков. Для разных сфер индивидуально-личностного бытия эти признаки имеют неоднозначный характер и зависят от целого ряда как внутренних, так и внешних каузальных факторов. 

В социально-историческом аспекте открывается широкий круг совершенно иных проблем гендерной антропологии, и гендерной археологии. Одна из таких проблем - это проблем перехода от матриархата к патриархатному обществу. Очевидно, историческое зарождение и развитие матриархата в древнейшем обществе было обусловлено, главным образом, влиянием эволюционно-биологических факторов. Когда же широта и степень такого влияния были исчерпаны, то на смену пришел патриархатный уклад жизни. Если достижения матриархата теряются в глубинах тысячелетий, то исторические достижения патриархата вполне очевидны и выразительны в облике минувших двадцати веков.

В патриархатном обществе, которое в чем-то не исчерпало себя до сих пор, неравенство мужчины и женщины проявляется в том, что женщина рассматривается как "средство", предназначенное для достижения сугубо "мужских целей". Классический патриархат вообще провозглашает возможность полноценного субъекта свободы только в отношении мужчины, а реальная свобода женщины ограничена кругом тех дозволений, которые определяются и регламентируются мужчиной. Такое положение закреплено и в социальных требованиях к женщине. Эти требования во всех сферах жизни патриархального общества являются строгими и жесткими предписаниями, неукоснительно соблюдаемыми в любых условиях, даже если монархию возглавляла бы женщина.

Современное общество покидает такой способ социального бытия, в котором мужское и женское начало столь очевидно и прямолинейно противопоставлялись, сменяя друг друга в исторической приоритетности своего значения. Поскольку матриархат был вытеснен патриархатом, а патриархат уже исчерпал себя в современной истории, то что же нового следует ожидать нашим потомкам. Если третьего ("иного") начала в гендерной антропологии нет и быть не может, то встает другой круг проблем, связанных с тем, каким способом должно быть организовано будущее общество. Этим кругом проблем должна заняться гендерная футурология.

 


© Курбанов М.Г., 2002 г.



Hosted by uCoz