БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      ЗВУК      ФОТО      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ     ПОЧТА
Курбанов М.Г. К основным гендерным проблемам антропологии и истории // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Материалы междунар. науч. конфер. Часть II. Иваново: Издат-во Иван. гос. ун-т, 2002. С. 157 – 158
Курбанов М.Г.
Дагестанский государственный университет (г.Махачкала)
К основным гендерным проблемам
антропологии и истории
В центр внимания философская
антропология ставит человеческое начало, которое само в себе разделено на
мужскую и женскую половины. Это разделение изначально является онтологически инвариантным, тотальным,
функционально асимметричным, взаимно дополняемым и динамически уравновешенным.
Мужская и женская половины
неравнозначны по целому ряду аспектов. Но эта неравнозначность ограничена
только той мерой, в которой обе половины предназначены для восполнения друг
друга. Поэтому здесь можно прямо сказать, что человеческое
начало, взятое в виде той или иной своей половины будет неполноценным,
абстрактным и ущербным. Ведь человеческая сущность не имеет половых,
возрастных, национальных, расовых и др. различий. В этом смысле постижение
человеческой сущности в гендерологии, демографии,
этнографии, нациологии оказывается принципиально
невозможным.
Тем не менее, гендерология (как и др. науки) не может обойтись без
определения сущности своего предмета. Она рассматривает человеческую сущность
не на предельном и всеобщем уровне, как это имеет место в антропологии, а на
феноменальном уровне ее разделения, где сущность мужчины рассматривается в
сопоставлении с сущностью женщины.
Как мужчина, так и женщина
способны представлять собой конкретную и своеобразную форму проявления
человечности. Поэтому антропология имеет общие точки концептуального
"соприкосновения" с гендерологией. В каждом
человеке, независимо от его пола, обе половины (- и
мужская, и женская) предполагают друг друга. Они определенным образом
сосуществуют (в неравнозначном виде), идентифицируются друг в друге, постоянно
сличаются и различаются между собой. Они по целому ряду признаков могут
совмещаться друг с другом и взаимодействовать в определенном, иерархическом
соотношении. Но приоритет остается за той половиной, которая физиологически
предопределена природой. Здесь можно говорить о физиологических и психологических
проблемах гендерологии, которые обусловлены
динамическим соотношением половых признаков. Для разных сфер
индивидуально-личностного бытия эти признаки имеют неоднозначный характер и
зависят от целого ряда как внутренних, так и внешних каузальных факторов.
В социально-историческом
аспекте открывается широкий круг совершенно иных проблем гендерной
антропологии, и гендерной археологии. Одна из таких
проблем - это проблем перехода от матриархата к патриархатному
обществу. Очевидно, историческое зарождение и развитие матриархата в древнейшем
обществе было обусловлено, главным образом, влиянием эволюционно-биологических
факторов. Когда же широта и степень такого влияния были исчерпаны, то на смену
пришел патриархатный уклад жизни. Если достижения
матриархата теряются в глубинах тысячелетий, то исторические достижения
патриархата вполне очевидны и выразительны в облике минувших двадцати веков.
В патриархатном
обществе, которое в чем-то не исчерпало себя до сих пор, неравенство мужчины и
женщины проявляется в том, что женщина рассматривается как
"средство", предназначенное для достижения сугубо "мужских
целей". Классический патриархат вообще провозглашает возможность
полноценного субъекта свободы только в отношении мужчины, а реальная свобода
женщины ограничена кругом тех дозволений, которые определяются и
регламентируются мужчиной. Такое положение закреплено и в социальных
требованиях к женщине. Эти требования во всех сферах жизни патриархального
общества являются строгими и жесткими предписаниями, неукоснительно
соблюдаемыми в любых условиях, даже если монархию возглавляла бы женщина.
Современное общество
покидает такой способ социального бытия, в котором мужское и женское начало
столь очевидно и прямолинейно противопоставлялись, сменяя друг друга в
исторической приоритетности своего значения. Поскольку матриархат был вытеснен
патриархатом, а патриархат уже исчерпал себя в современной истории, то что же нового следует ожидать нашим потомкам. Если
третьего ("иного") начала в гендерной
антропологии нет и быть не может, то встает другой круг проблем, связанных с
тем, каким способом должно быть организовано будущее общество. Этим кругом
проблем должна заняться гендерная футурология.
© Курбанов М.Г., 2002 г.