НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА
Курбанов М.Г. Специфика этноконфессиональных
процессов в современном обществе // Взаимодействие государства и религиозных
объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской
науч.- практич. конф. (Махачкала, 15 октября
М.Г.Курбанов,
доцент кафедры философии ДГУ
СПЕЦИФИКА
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Специфика этноконфессиональных процессов во многом обусловлена
характером и содержанием взаимодействия этнического и конфессионального начала
в жизни общества, которые представляют собой функционально асимметричные
способы социального единения людей. Эти способы на разных этапах развития и в
разных регионах мира могут быть как в гармоническом сочетании, так и в хаотическом разладе
между собой. Если конфессиональность предполагает
формально упорядоченный механизм иерархического
функционирования со строгой, линейно-дихотомической регламентацией
образа жизни, то для этнического начала более существенную роль играют
неформальные, традиционно-нормативные механизмы нелинейного, многозначного,
обыденного самоуправления. Этнические и конфессиональные процессы
осуществлялись в истории не обособленно друг от друга, а в существенной
взаимной детерминации. Поэтому их можно четко отделить друг от друга лишь
теоретически, но в истории они всегда существуют в синкретическом
(нерасчлененном) виде, что и вызывает значительные методологические проблемы и
трудности в их исследовании.
Общая этноконфессиональная
тенденция в развитии общества, взятая в целом, понимается здесь как
равнодействующая во взаимодействии множества этнических и конфессиональных
процессов, происходящих одновременно и детерминирующих друг друга. В
конкретно-исторических формах могут выделяться и разные специфические этноконфессиональные тенденции, которые, соответственно,
конституируются и классифицируются по разным основаниям, с выделением тех или
иных видов, типов, модификаций и др. особенностей проявления. Любой этноконфессиональный
процесс представляется как особый результат осуществления человеческой
деятельности, в котором этнический фактор рассматривается в качестве носителя,
предполагающего в себе возможность формирования и выбора конкретных
конфессиональных ценностей и ориентаций.
Изучение специфики и
внутренней сути этноконфессиональных процессов связано с преодолением целого
ряда теоретических проблем и сложных методологических противоречий, которые
всегда существуют в системных, многофакторных, междисциплинарных исследованиях.
В теоретическом аспекте здесь прежде всего можно
обозначить два основных и противоположных подхода к пониманию природы
этноконфессиональных процессов. Первый подход - теоцентрический, в котором
акцентируется ведущая роль религиозной символики в изучении этнического развития.
Второй подход - натуралистический, в
котором сам этнос в ходе своей истории определяет, выбирает, формирует
символический статус своей жизни, проявляемый в той или иной конфессиональной
форме. Если в первом подходе божественное начало понимается как источник
этнического развития, то во втором подходе речь идет о саморазвитии
этноса.
Здесь вполне очевидно, что
первый подход с неизбежностью констатирует специфику этноконфессионального
соперничества самих конфессий за определяющее влияние на общественную жизнь и
государственное устройство страны. Второй же подход утверждает необходимость
свободного саморазвития всех этносов, составляющих данное общество и
государство в гармоничном взаимодействии с правом каждого человека на свободный
конфессиональный выбор. В связи с такой актуализацией всего потенциала
возможностей субъективного фактора в современном обществе ясно, что в
зависимости от того, какой подход принимается за исходный пункт отношения к
данной проблеме, будет зависеть (и в теоретическом, и в практическом плане)
специфика реализации самого этноконфессионального
процесса.
В теоретической модели
специфику современных этноконфессиональных процессов можно выразить на основе
исследования структурного синтеза и функционально-динамического взаимодействия
между этнической и конфессиональной составляющими общественной системы. При
этом необходимо учитывать, что если этногенез (совокупность процессов
этнического развития) претерпевает в современных условиях значительные
динамические перемены как содержательного, так и формального порядка, то
конфессиональное содержание сохраняет
более прочную относительную устойчивость. На деле это означает, что теоцентрический подход постулирует блокирование таких
тенденций этногенеза, которые не соответствуют идеалам конфессиональной
идентичности.
Развитие этноконфессиональных
процессов в современных условиях существенно зависит от характера и
направленности происходящих перемен в духовной культуре и сознании народа.
Важную роль здесь играет менталитетная специфика этноконфессиональной идентификации. Этноконфессиональная
культура как система общепринятых ценностей и символов веры, как согласованная
структура смыслов и образцов поведения, содержит определенные представления о
себе в целом, о своем месте в мировой культуре. В многонациональном обществе с
общей господствующей конфессией могут
формироваться и несовместимые стереотипы социального воспроизводства
межэтнической интеграции и дифференциации, которые складываются независимо от
конфессионального единства. Эти стереотипы могут быть как созидательными, так и
разрушительными для
ментально-символического содержания конфессионального сообщества.
Кроме того, в условиях
глобализации происходит интенсивное разрушение если не всех, то многих
исторически сложившихся типов этноконфессиональной
идентичности. А ряд исследователей постмодернистской ориентации вообще
полагают, что теперь идентификация любого субъекта, в том числе и этноконфессионального, больше не может сохранять традиционную историческую устойчивость. Она в
целом является "plastic words",
т.е. настолько изменчивой и податливой, что ее можно менять под любые цели и
задачи жизнедеятельности. Отсюда следует, что
в современном обществе можно искусственно создавать произвольную иерархию ценностей, в которой будет технологически
воспроизводиться "заказной образ" даже самой причудливой
идентичности, который будет навязываться через средства массовой информации и
через систему массового потребления.
В натуралистическом подходе этноконфессиональная субъективность выглядит как особый
результат неассоциативного объединения людей, в
котором доминируют неформальные связи и отношения, имеющие размытый характер, в
них нет жесткой организационной структуры. Такое понимание преподносит природу
этноконфессиональных процессов достаточно податливой для широкоформатного и
гибкого манипулирования в системе современных политических технологий, чего
нельзя предпослать в отношении к теоцентрическому толкованию этноконфессиональной
субъективности.
Таким образом, специфика
этноконфессиональных процессов имеет открытый, системный и внутренне
противоречивый характер.
© Курбанов М.Г., 2008 г.