Добро пожаловать     на персональный сайт     доцента Курбанова М.Г.

НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА


 

Курбанов М.Г. К общим проблемам соотношения ислама и политики в становлении гражданского общества в Дагестане // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской науч.- практич. конф. (Махачкала, 15 октября 2003 года). Махачкала: Юпитер, 2004. 792 с. (С. 381 - 385).

 

Курбанов М.Г.

доцент кафедры философии ДГУ

 

К  ОБЩИМ   ПРОБЛЕМАМ  СООТНОШЕНИЯ

ИСЛАМА  И  ПОЛИТИКИ  В  СТАНОВЛЕНИИ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ДАГЕСТАНЕ

 

Один из спорных вопросов современного общества - это вопрос соотношения исламской религии и политики. Как это соотношение складывается в нашем обществе, от чего зависит, что дает людям и куда их ведет - эти вопросы волнуют каждого в отдельности и всех вместе.

Теократический анализ современного мира свидетельствует, что мусульманская религия представляет собой источник одного из традиционных способов организованного, упорядоченного сосуществования людей, в котором определяется не только их духовное единство, но и богатое многообразие материальной жизни. Это многообразие форм общественной жизни религия разделяет на две большие группы - богоугодные деяния и грешные делишки. Поэтому религиозный образ общественной жизни проводит жесткую непреодолимую грань между благом и грехом. Эта грань разделяет и весь ход истории от "сотворения мира" и до "судного дня".

Но жизнь современного дагестанского общества, как и любого цивилизованного общества уже давно выходит за рамки такого линейно-дихотомического разделения. Наука, техника и связанные с ними новые возможности цивилизованной жизни открывают перед обществом широкий горизонт практических средств и способов деятельности, который никогда не могла предоставить традиционная религия. Да и к самой религии в современном политически насыщенном мире существует неоднозначное отношение, развеянное в широком диапазоне от теократического и до атеистического существования. В XIX-XX веках к религии формируется негативное отношение. Вспомним, что у К.Маркса религия понимается как искаженное сознание, способствующее эксплуатации народа ("вздох угнетенной твари", "опиум для народа"); у З.Фрейда религия понимается как социальная болезнь, невроз общества. В конце 20 века и в начале 21 века современный цивилизованный мир сохраняет внутреннее светское спокойствие по поводу соотношения религии и политики.

В связи с вытеснением из политической жизни общества коммунистической идеологии, в Дагестане возникло духовное опустошение, образовались "белые пятна", пробелы, которые стали усиленно заполняться, с одной стороны - культом грубой физической силы, а с другой стороны - модернистскими и традиционалистскими идеями и ценностями ислама. В этих условиях политический процесс обновления Дагестанского общества предстал в образе динамической смены состояний, характеризующихся различным и неустойчивым соотношением сил, переходом их от одних форм равновесия к другим, - реинкорнацией одних причин дисбаланса в другие. Тем самым, формировались новые механизмы институционального  уравновешивания, учитывающие реальное значение как силового, так и духовно-исламского факторов в политической жизни общества.

Однако, в современном гражданском обществе Дагестана, ислам, все же, не приобрел былую, традиционную роль ведущей духовного фактора, как это было в досоветском Дагестане. Наряду с исламскими ценностями, важное место в духовной жизни занимают ценности науки и техники, литературы и искусства, а также других религиозных объединений. Активизация ислама более значительно выразилась не столько в духовной сфере, сколько в разных областях материальной и культово-символической сферах жизни общества. Это получает свое выражение в таких примерах, как строительство новых мечетей, появление новых религиозных организаций, рост числа лиц, совершающих религиозные обряды, возврат к обязательному соблюдению культовых обрядов, правил и ритуалов религиозного поведения.

В современном обществе происходит явная активизация исламской деятельности, в которой уже очевидны как плюсы, так и минусы. Особенно это оживление заметно в сфере использования механизмов манипуляции общественным сознанием через средства массовой информации. Методы воздействия на массовое сознание порою напоминают заурядную рекламно-пропагандистскую компанию. Если в нравственной и культурной жизни общества ислам находит формы и способы традиционной самореализации, то в политической сфере его подстерегают неизбежные трудности и непреодолимые проблемы. Исламизация политической жизни Дагестана, казалось бы, безопасная для мусульманской религии в целом, неизбежно сопровождается опасной "теневой", скрытой тенденцией для самого ислама, - его "модернистской" политизацией, которая способна изнутри разрушить традиционные исламские ценности и одухотворяющие идеалы мусульманской веры.

Сейчас, порою, раздаются голоса о том, что надо создать широкую исламскую партию, массовое исламское движение, разработать исламскую политику, стратегию и тактику. По существу, это означает попытки формирования теократического государства.  В мире имеется такой опыт, но его преимущества вызывают сомнение в том, что создан действительно справедливый общественный строй. Конечно, и в нашем обществе есть люди, искренне и серьезно желающие, чтобы ислам широко и полноценно вступил во все основные сферы жизни общества, в том числе - в культуру, науку, политику и в бытовую жизнь. Сторонники политизации ислама считают, что делать это может и должна особая политическая сила - религиозная партия. Эти люди считают, что исламская партия может и должна реализовать такой порядок, чтобы жизнь людей стала более праведной. Однако таким путем они лишь разлагают ислам изнутри.

Общим обыденным убеждением для большинства мусульман является мнение, что атеисту и иноверцу нельзя доверять столь опасную мирскую силу - политическую власть. Тем не менее, в своей душе мусульманин всегда открыт перед любым человеком, готов с ним сотрудничать и делиться. Как честный и правоверный,  он прекрасно чувствует и понимает, что корень всех политических проблем в разнице между богатством и бедностью, - знает, как обличали богатых все  пророки.

Для чего же нужна исламская партия и что она должна делать? Правоверный мусульманин убежден в том, что правильной является только исламская жизнь. Но исламская жизнь не может насаждаться силой, - она должна быть результатом свободного выбора самого верующего.

В идеальном случае мусульмане, конечно, могут объединиться в единой исламской партии, как это предполагалось осуществить, например, в ходе теократической революции иранского общества. Конечная политическая цель для всех партий всегда является одной и той же - справедливое сочетание между общественным порядком и личной свободой. Однако, политические задачи и средства деятельности настолько самодостаточны, что лежащая в их основании теократическая цель может получать несопоставимые образы, значения и истолкования. Реализация такой цели неминуемо приведет мусульман к тому, что рано или поздно, они все равно перессорятся, ибо политика - это "грязное" дело, в котором религия теряет свой духовно-возвышенный смысл.

Если религия в традиционном своем значении соединяла народ, то политика обычно разделяла его на довольных и недовольных. В современных условиях глобализации общества такое соотношение начинает заметно искажаться, и, чуть ли, не меняться местами. В национальную жизнь общества проникают разные религиозно-конфессиональные объединения, которые порою требуют особого государственно-политического регулирования. В политике всегда идет борьба сил, тенденций и группировок, среди которых одни берут верх над другими, - затем они меняются местами. Дагестан как другие регионы постсоветского пространства, стал ареной борьбы между глобальными геополитическими интересами США, Турции, Саудовской Аравии и других стран, заинтересованных в политизации ислама и эскалации радикализма, раскручивающих механизм системного кризиса постсоветского общества.

Однако на практике никакая исламская партия никогда не сможет соединить в своих рядах всех мусульман данного общества, ибо это означало бы подмену религиозных ценностей политическими идеалами. Значит в исламской партии всегда будет разделение мусульман на большинство и меньшинство сторонников, что подрывает любые самые прочные в исламе традиционные основы жизни, проверенные историей. Единой исламской партии как политической силе придется вступать в политические компромиссы и союзы с другими неисламскими партиями. Тем самым, станут размываться и разрушаться основные исламские ценности и связанные с ними приоритеты. Вряд ли мусульмане на основе политических лозунгов перетянут неправоверных союзников  на свою сторону.

Устойчивым приоритетом эффективной политики всегда был поиск баланса и внутреннего равновесия между грубой силой и утонченной совестью. Поэтому любой великий политик испытывал на себе духовный разлом между диктаторстким насилием и справедливой мудростью. Большая политика всегда требует такую же большую мораль. Несправедливая политика всегда связана с нечестивой моралью. Как считал У.Черчилль, - кто разделяет политику и мораль, тот не понимает ни политику, ни мораль.

Исламская религия, как и любая традиционалистская религия, может воздействовать на политику, но это воздействие, как всегда, должно исходить не из партийных соображений грязного сговора, а из чистой нравственной совести. Исламская религия вошла в историю не потому, что она опиралась на заговор и грубую силу, а потому, что у нее была духовная чистота и высоконравственная совесть, с которой приходилось считаться и правителям,  и народам.

 

 


© Курбанов М.Г., 2004 г.




Hosted by uCoz