НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА
Курбанов М.Г. К общим проблемам соотношения ислама и
политики в становлении гражданского общества в Дагестане // Взаимодействие
государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы.
Материалы Северокавказской науч.-
практич. конф. (Махачкала,
15 октября 2003 года). Махачкала: Юпитер, 2004. 792 с. (С. 381 - 385).
Курбанов М.Г.
доцент кафедры философии ДГУ
К ОБЩИМ
ПРОБЛЕМАМ СООТНОШЕНИЯ
ИСЛАМА И
ПОЛИТИКИ В СТАНОВЛЕНИИ
ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА В ДАГЕСТАНЕ
Один из спорных вопросов
современного общества - это вопрос соотношения исламской религии и политики.
Как это соотношение складывается в нашем обществе, от чего зависит, что дает
людям и куда их ведет - эти вопросы волнуют каждого в отдельности и всех
вместе.
Теократический анализ
современного мира свидетельствует, что мусульманская религия представляет собой
источник одного из традиционных способов организованного, упорядоченного
сосуществования людей, в котором определяется не только их духовное единство,
но и богатое многообразие материальной жизни. Это многообразие форм
общественной жизни религия разделяет на две большие группы - богоугодные деяния
и грешные делишки. Поэтому религиозный образ
общественной жизни проводит жесткую непреодолимую грань между благом и грехом.
Эта грань разделяет и весь ход истории от "сотворения мира" и до
"судного дня".
Но жизнь современного
дагестанского общества, как и любого цивилизованного общества уже давно выходит
за рамки такого линейно-дихотомического разделения. Наука, техника и связанные
с ними новые возможности цивилизованной жизни открывают перед обществом широкий
горизонт практических средств и способов деятельности, который никогда не могла
предоставить традиционная религия. Да и к самой религии в современном
политически насыщенном мире существует неоднозначное отношение, развеянное в
широком диапазоне от теократического и до
атеистического существования. В XIX-XX веках к религии формируется
негативное отношение. Вспомним, что у К.Маркса религия понимается как
искаженное сознание, способствующее эксплуатации народа ("вздох угнетенной
твари", "опиум для народа"); у З.Фрейда религия понимается как
социальная болезнь, невроз общества. В конце 20 века и в начале 21 века
современный цивилизованный мир сохраняет внутреннее светское спокойствие по
поводу соотношения религии и политики.
В связи с вытеснением из
политической жизни общества коммунистической идеологии, в Дагестане возникло
духовное опустошение, образовались "белые пятна", пробелы, которые
стали усиленно заполняться, с одной стороны - культом грубой физической силы, а
с другой стороны - модернистскими и традиционалистскими идеями и ценностями
ислама. В этих условиях политический процесс обновления Дагестанского общества
предстал в образе динамической смены состояний, характеризующихся различным и
неустойчивым соотношением сил, переходом их от одних форм равновесия к другим,
- реинкорнацией одних причин дисбаланса в другие. Тем
самым, формировались новые механизмы институционального уравновешивания, учитывающие реальное
значение как силового, так и духовно-исламского факторов в политической жизни
общества.
Однако, в современном
гражданском обществе Дагестана, ислам, все же, не приобрел былую, традиционную
роль ведущей духовного фактора, как это было в
досоветском Дагестане. Наряду с исламскими ценностями, важное место в духовной
жизни занимают ценности науки и техники, литературы и искусства, а также других
религиозных объединений. Активизация ислама более значительно выразилась не
столько в духовной сфере, сколько в разных областях материальной и
культово-символической сферах жизни общества. Это получает свое выражение в
таких примерах, как строительство новых мечетей, появление новых религиозных
организаций, рост числа лиц, совершающих религиозные обряды, возврат к
обязательному соблюдению культовых обрядов, правил и ритуалов религиозного
поведения.
В современном обществе
происходит явная активизация исламской деятельности, в которой уже очевидны как
плюсы, так и минусы. Особенно это оживление заметно в сфере использования
механизмов манипуляции общественным сознанием через средства массовой
информации. Методы воздействия на массовое сознание порою напоминают заурядную
рекламно-пропагандистскую компанию. Если в нравственной и культурной жизни
общества ислам находит формы и способы традиционной самореализации, то в
политической сфере его подстерегают неизбежные трудности и непреодолимые
проблемы. Исламизация политической жизни Дагестана,
казалось бы, безопасная для мусульманской религии в целом, неизбежно
сопровождается опасной "теневой", скрытой тенденцией для самого
ислама, - его "модернистской" политизацией, которая способна изнутри
разрушить традиционные исламские ценности и одухотворяющие идеалы мусульманской
веры.
Сейчас, порою, раздаются
голоса о том, что надо создать широкую исламскую партию, массовое исламское
движение, разработать исламскую политику, стратегию и тактику. По существу, это
означает попытки формирования теократического государства. В мире имеется такой опыт, но его
преимущества вызывают сомнение в том, что создан действительно справедливый
общественный строй. Конечно, и в нашем обществе есть люди, искренне и серьезно
желающие, чтобы ислам широко и полноценно вступил во все основные сферы жизни
общества, в том числе - в культуру, науку, политику и в бытовую жизнь.
Сторонники политизации ислама считают, что делать это может и должна особая
политическая сила - религиозная партия. Эти люди считают, что исламская партия
может и должна реализовать такой порядок, чтобы жизнь людей стала более
праведной. Однако таким путем они лишь разлагают ислам изнутри.
Общим обыденным убеждением
для большинства мусульман является мнение, что атеисту и иноверцу нельзя
доверять столь опасную мирскую силу - политическую власть. Тем не менее, в
своей душе мусульманин всегда открыт перед любым человеком, готов с ним
сотрудничать и делиться. Как честный и правоверный, он прекрасно чувствует и понимает, что корень
всех политических проблем в разнице между богатством и бедностью, - знает, как
обличали богатых все пророки.
Для чего же нужна исламская
партия и что она должна делать? Правоверный мусульманин убежден в том, что
правильной является только исламская жизнь. Но исламская жизнь не может
насаждаться силой, - она должна быть результатом свободного выбора самого
верующего.
В идеальном случае
мусульмане, конечно, могут объединиться в единой исламской партии, как это
предполагалось осуществить, например, в ходе теократической революции иранского
общества. Конечная политическая цель для всех партий всегда является одной и
той же - справедливое сочетание между общественным порядком и личной свободой.
Однако, политические задачи и средства деятельности настолько самодостаточны,
что лежащая в их основании теократическая цель может получать несопоставимые
образы, значения и истолкования. Реализация такой цели неминуемо приведет
мусульман к тому, что рано или поздно, они все равно перессорятся, ибо политика
- это "грязное" дело, в котором религия теряет свой духовно-возвышенный
смысл.
Если религия в традиционном
своем значении соединяла народ, то политика обычно разделяла его на довольных и недовольных. В современных условиях глобализации
общества такое соотношение начинает заметно искажаться, и, чуть ли, не меняться
местами. В национальную жизнь общества проникают разные
религиозно-конфессиональные объединения, которые порою требуют особого
государственно-политического регулирования. В политике всегда идет борьба сил,
тенденций и группировок, среди которых одни берут верх над другими, - затем они
меняются местами. Дагестан как другие регионы постсоветского пространства, стал
ареной борьбы между глобальными геополитическими интересами США, Турции,
Саудовской Аравии и других стран, заинтересованных в политизации ислама и
эскалации радикализма, раскручивающих механизм системного кризиса
постсоветского общества.
Однако на практике никакая
исламская партия никогда не сможет соединить в своих рядах всех мусульман
данного общества, ибо это означало бы подмену религиозных ценностей
политическими идеалами. Значит в исламской партии
всегда будет разделение мусульман на большинство и меньшинство сторонников, что
подрывает любые самые прочные в исламе традиционные основы жизни, проверенные
историей. Единой исламской партии как политической силе придется вступать в
политические компромиссы и союзы с другими неисламскими партиями. Тем самым,
станут размываться и разрушаться основные исламские ценности и связанные с ними
приоритеты. Вряд ли мусульмане на основе политических лозунгов перетянут
неправоверных союзников на свою сторону.
Устойчивым приоритетом
эффективной политики всегда был поиск баланса и внутреннего равновесия между
грубой силой и утонченной совестью. Поэтому любой великий политик испытывал на
себе духовный разлом между диктаторстким насилием и
справедливой мудростью. Большая политика всегда требует такую же большую
мораль. Несправедливая политика всегда связана с нечестивой моралью. Как считал
У.Черчилль, - кто разделяет политику и мораль, тот не понимает ни политику, ни
мораль.
Исламская религия, как и
любая традиционалистская религия, может воздействовать на политику, но это
воздействие, как всегда, должно исходить не из партийных соображений грязного
сговора, а из чистой нравственной совести. Исламская религия вошла в историю не
потому, что она опиралась на заговор и грубую силу, а потому, что у нее была
духовная чистота и высоконравственная совесть, с которой приходилось считаться
и правителям, и народам.
© Курбанов М.Г., 2004 г.