Курбанов М.Г. Проблемы национального
бытия в философии А.Агаева // Современные проблемы теории и практики
межэтнических отношений: Матер. регион.
научн.-практич. конф. Махачкала: Издательство ИПЦ ДГУ, 2004. С. 66 – 68.
Проблемы национального бытия в философии А.Агаева
Курбанов М.Г.
доцент кафедры философии ДГУ
Проблему
национального бытия в экзистенциальном аспекте исследования впервые
концептуально сформулировал в отечественной философии профессор А.Агаев. В его
монографии "Нациология: философия
национальной экзистенции"[1]
конституируется новая научно-философская дисциплина, в которой ставятся и
решаются сложные проблемы развития нации как социально-исторического объекта и
субъекта. В работе справедливо отмечается, что "национальное бытие,
национальная жизнь и национальная деятельность до сих пор не удостоились
внимания социально-философской науки"[2].
Концептуальная сложность проблемы обусловлена необходимостью ее корректной
постановки и рассмотрения. Теоретически это выражается в том, что
общечеловеческая сущность не имеет национальных особенностей, поскольку эти
особенности складываются и существуют лишь в конкретных культурно-исторических
условиях человеческого бытия. Национальная сущность как сущность иного, более
частного порядка, и связанное с ней национальное бытие могут иметь теоретически
корректное выражение лишь в аспекте конкретно-дисциплинарной специфики их
рассмотрения.
Эта
специфика, с одной стороны не может быть нивелировано редуцированной из
универсальных обстоятельств, связанных с реализацией человеческой сущности, а с другой стороны,
она экзистенциально зависит от этих обстоятельств и без них возникнуть не
может. Поэтому национальную сущность можно теоретически конституировать лишь с
учетом конкретных культурно-исторических форм человеческого существования, но
никак не на уровне самой общечеловеческой сущности. Нация как
культурно-историческая реальность получает статус бытия лишь на цивилизованном
этапе существования, хотя и имеет естественно-исторические предпосылки в целом
ряде этнических, религиозных, регионально-демографических,
социально-психологических, политико-экономических и других процессов, которыми
обусловлен междисциплинарный и системный характер исследования нации.
Профессор
А.Агаев обращает внимание на необходимость скрупулезной методологической
корректности в исследовании национального бытия. Эта утонченная корректность
обусловлена не только практическими последствиями допущенных ошибок. Она
проявляется в концептуальном требовании исключить "необоснованное сужение
проблематики национальной экзистенции"[3],
порою допускаемое в одних направлениях исследования в сочетании со столь же
необоснованным расширением ее в других направлениях. Профессор А.Агаев приходит
к основополагающему выводу, что по своему объективному содержанию "бытие
народа шире, чем национальное бытие"[4],
хотя часто во многих исследованиях допускается субъективированное расширение
национального бытия до границ бытия самого народа. Народ в современных условиях,
в условиях глобализирующегося мира становится все более многонациональным и
стирание граней отделяющих национальное бытие от бытия народа, чревато
серьезными последствиями.
Давая
сущностное определение понятию "национального
народа", профессор А.Агаев учитывает, что это понятие вызовет возражения и дискуссии, но за этим
понятием открываются новые концептуальные и теоретические возможности, которые
позволят значительно дальше продвинуть знания как о нации, так и о народе.
Прежде всего, данное понятие обозначит своего рода "Рубикон",
отделяющий натуралистическую демографию от демографии гуманитарной. Во-вторых,
это понятие позволит связать многие демографические идеи и представления с
достижениями политологии, социологии и др. гуманитарных наук, имеющих отношение
к национальным общностям. В-третьих, национальная определенность народа
позволит акцентировать "личностную" характеристику одного народа в отличие от
другого, которая в натуралистической демографии попросту игнорируется, а в
гуманитарной демографии имеет решающее значение.
Все
философское творчество профессора А.Агаева является наглядным и поучительным
примером строгого, взыскательного и обоснованного исследования тех проблем и
вопросов, которые он перед собой ставил и решал.
[1] См.: Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. – Махачкала: Издательство ДГУ, 1992
[2] Там же. С.125
[3] Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. – Махачкала: Издательство ДГУ, 1992. С.125
[4] Там же. С.126