НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА
Курбанов
М.Г. Гуманизм как культивированная проекция человечности и человекомерность
бытия // Гуманизм социальный, либеральный и религиозный: проблема диалога:
Материалы Респ. научн. конф. (Нижневартовск, 17 ноября 2005 г.). Нижневартовск:
НЭПИ (филиал) ГОУ ВПО ТГУ, 2006. С.131 – 134.
Гуманизм как культивированная проекция
человечности и человекомерность бытия
Курбанов М.Г.
В социальной философии предпринималось множество
разных попыток постижения человечности. Наиболее близкими к познанию объекта
человечности являются различные течения гуманизма (от времен
Сократа до наших дней), солидаризма (Ш.Ренувье, А.Фуйе, Э.Дюркгейм),
конвенционализма (Ж.-Ж.Руссо, Ф.Тённис), народничества (П.Лавров,
Н.Михайловский), учение соборности (А.Хомяков, В.Соловьев, С.Франк, П.Струве) и
др., в которых акцентируется та или иная предметная специфика, претендующая на
полноценное выражение человечности.
Так, на ограниченный характер сущности идей
народничества справедливо указывал еще Н.Карамзин: «Все народное ничто перед человеческим.
Главное быть людьми, а не Славянами»[1].
Никакие идеалы народничества не могут покрыть и восполнить все то богатство
возможностей, которое таит в себе человечность. Народность как выражение
социальной, конкретной и естественно-исторической
общности людей характеризуется таким расслоением социальных сфер, которое не
может быть допустимым для социального бытия, соответствующего требованиям
человечности (бедность, бесправие, нищета). Народность объективно включает в
себя такие факторы как богатство и бедность, вседозволенность и бесправие,
которых не должно и не может быть в условиях человечности[2].
На протяжении всей истории периодически возникали и
своеобразно решались споры между сторонниками и противниками чистого
социально-гуманистического начала, полагающего естественное самозарождение
человечности вместе с человечеством. Против натуралистического гуманизма
выступали представители теологического гуманизма, аргументирующие своими
представлениями о сверхъестественном творении, где
источником человечности является только бог.
Гуманизм как учение, как принцип жизни, как духовное
состояние человека и человечества является основным источником и каузальным
основанием формирования человекомерности бытия. На
протяжении почти всей предшествующей истории он культивирует различные образы и
идеалы человечности, возводит их в субстанциональную форму бытия, провозглашает
их в качестве универсальной меры, определяющей бытие всех вещей и всего мира,
раскрывает смысл культурно-исторического развития человечности, показывает
связанные с этим смысловым разнообразием возможности, скрытые в человеческой
сущности. Для этого сами «гуманисты
сознательно принимают на себя роль воспитателей человеческих душ, чтобы
обратить всех и каждого к достойной человечности, к рангу человеческого
достоинства, получающего свое выражение прежде всего в
открыто публичной жизни»[3].
Гуманизм как одухотворяющая сила, как культивируемый
идеал и аксиологический принцип конструирования
социального бытия, нельзя путать с самой витальной человечностью, существующей
в форме социального абсолюта, взятого безотносительно к гуманистическим
стремлениям, предписывающим оптимистические перспективы для человеческого
бытия. В этом смысле гуманность представляет собой культивированную проекцию
человечности, с которой человек всегда пытается нравственно сообразовывать свои
социальные действия. Точно так же и такой идеал солидаризма
как солидарность нельзя сводить к самой человечности, ибо солидарность выражает социально-историческую
попытку объективировать субъективную близость людей, сплоченных общей целью
деятельности, - попытку овеществления группового единства совпадающих
человеческих устремлений.
Невзирая на схоластику, которая запрещала
теоретическое расчленение абсолютной сущности, философская мысль все же
пытается как-то преодолеть семантическое и этимологическое тождество
человечности с гуманностью. Поэтому в более строгом и точном значении все же
следует разделять и различать их. Можно даже обозначить имманентное разделение
внутри человечности между ее материально-мирским естеством и
духовно-культивированной конструкцией. В таком понимании гуманизм
представляется как идеальная проекция человечности, сконструированная в
исторически овеществленном виде и постоянно реконструируемая от одной эпохи к
другой, от одного поколения - к другому.
Культурное развитие как
созидательный процесс, протекающий в истории,
преобразует не только человеческую природу, но проявляется и в том, что очеловечивает, гуманизирует всю
природу, ибо "общество есть законченное сущностное единство человека с
природой, подлинное воскресение
природы, осуществленный натурализм
человека и осуществленный гуманизм природы"[4]. С
процессом гуманизации
природной среды может происходить
не только отчуждение ее натуралистического потенциала и связанное с этим
снижение натурализирующего
воздействия среды обитания на людей.
Очеловеченная природа как бы открывает новые возможности для реализации
как внутреннего гуманистического начала,
исходящего из сущности общества, так и натуралистического начала. Да и
сам «натуралистичность» природы
здесь становится совершенно иной – гуманистической, предопределяемой
человечностью.
С процессом гуманизации
природы законы получают человекомерный характер. Это означает что законы ввергаются в такое состоянию, в котором
они могут действовать строго определенным, квази-технологичным,
предсказуемым образом. При таком человекомерном
существовании законов может происходить более
совершенная, целенаправленная форсированная гуманизация человеческой природы. В таком случае
возникает не та исходная, стихийно-гармонизированная натурализация жизни, а гуманистическая натурализация,
творчески сконструированная и ориентированная на одухотворяющие, ценности «самодостаточного» человечного бытия. Для гуманистической
натурализации свойственна своя автоморфическая,
«метафизическая» гармония, в которой бренное и преходящее теряют реальное
значение. На смену механически повторяющимся циклам бренного движения природы в
дурной бесконечности, здесь приходят вечные ценности и регулятивы,
знаменующие собой синтетическую духовную проекцию уникально восходящего,
исторически прогрессирующего и материализующегося самодвижения основ
человечности.
Проблемы, возникающие при рассмотрении начала человечности,
обусловлены объективным противоречием,
суть которого состоит в том, что человек даже на архаичном этапе
своего развития не является прямым
следствием функционирования только
биологической формы бытия, хотя и с учетом того, что социальная форма
бытия не могла бы возникнуть и развиваться вне условий детерминации уникального
комплекса биологических форм природы. Это объективное противоречие в
познании человечности методологически не разрешимо, если все процессы
рассматриваются как метафизически ставшие, то есть в рамках функционально сформировавшегося состояния человеческого
бытия.
Метафизическая
острота проблемы здесь заключается в вопросе о том, возникает ли человеческое
бытие и связанный с ним атрибут человечности из нечеловеческого бытия, или же,
если рассуждать более строго, - возникает ли человеческое бытие из человеческого
небытия? Существует ли человекомерность бытия до
возникновения человека? Ясно, что в своей первозданной форме, данной нам от рождения,
человеческое бытие является антропоморфным. Но, затем, в процессе своего деятельного
существования, человек обретает созидательное и
культурно-историческое бытие, качественно отличающееся от признаков
антропоморфизма.
Современное
общественное сознание, столкнувшись с глобальными
экологическими проблемами, возвращается к этой исторически фундаментальной идее
единства человека и общества с природой.
Но теперь, в отличие от
архаичного этапа, оно не ставит в один
смысловой ряд и не отождествляет общественные процессы с процессами природы. Наоборот,
предпринимаются попытки
концептуального использования знаний о природе в качестве теоретически
смоделированных средств познания человеческого бытия, а также использования
этих знаний для понимания тенденций и перспектив дальнейшего развития
человеческой природы. Но теперь человекомерность
бытия определяется не только человеческой природой; - её определяют и самодостаточные результаты человеческой деятельности.
[1] Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 253-254
[2] См. Кузнецова Т.В. Проблема народности в духовном наследии народников // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. № 1 (38). М., 2005. С.81-92
[3] Сергеев К.А., Светлов Р.В. Представление о
культуре в античности, средневековье, возрождении // Философия культуры.
Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В.
Перова и др. СПб, 1998. С. 28.
[4] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. – С.118.
© Курбанов М.Г., 2007 г.