Добро пожаловать     на персональный сайт     доцента Курбанова М.Г.

НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА


Курбанов М.Г. Терроризм угрожает снаружи, экстремизм – изнутри // Народы Дагестана: этнос и политика. Респ. общественно-политич. журнал. № 2. 2006. Махачкала:  Издат. дом «Народы Дагестана», 2006. С. 8 – 14. (Из материалов Круглого стола).

 

 

Терроризм угрожает снаружи,

экстремизм – изнутри

(Из материалов Круглого стола)

Курбанов М.Г., доцент кафедры философии ДГУ

 

1. Государство и религия – соперники или партнеры в деле воспитания молодежи? Политика государства в деле воспитания обычно исходит из того, чтобы подготовить будущего гражданина к достойной защите интересов государства. К сожалению, наше государство пока не имеет достаточных финансовых ресурсов для обеспечения такого же полноценного и эффективного воспитания молодого поколения, как это имеет место в передовых, цивилизованных государствах. Поэтому определенная нагрузка здесь ложится не только на религию, но, прежде всего и на семью. Фигурально выражаясь, семья ставит воспитание молодого человека на кровную почву, где главное – это интересы родства, а религия поднимает его воспитание на небеса, где главное – служение интересам всевышнего. Здесь, конечно, могут быть разные зависимости, выражающиеся в том, что некоторые семьи бывают религиозными, а некоторые религии допускают возможность семейного братства верующих (например, тарикаты и суфийские братства в исламе). В отличие от семьи и религии, государство формирует промежуточное положение человека между «кровной почвой родства» и «возвышенными небесами веры».

Современное государство сочетает в себе такие инструменты и механизмы организации человеческой жизни, которых нет ни в церкви, ни в семье. Поэтому роль государства в воспитании человека незаменима. В своем функциональном смысле светское государство делает человека независимым от догматов церкви, а правовое государство дает человеку формальную независимость от семейных уз. Просвещение и право – это базисные ценности любого государства, без которых оно не может быть цивилизованным. Государство не может самоустраняться от воспитания молодежи. Это особенно касается Дагестана, где молодежь составляет третью часть всего населения. В таких экстремальных случаях, в которых семья или религия настроены враждебно к интересам государства и практическими делами наносят ущерб, урон, естественно, должно складываться не только соперничество, но и преследование со стороны государства.  Обычно, как семья, так и религия находятся в партнерстве и сотрудничестве с государством. Результаты такого сотрудничества зависят от общего вклада всех участников.

        

         2. Изменилась ли роль религии в истории Дагестана и почему в наши дни некоторые верующие стали террористами, экстремистами? Конечно роль религии, как и любого духовно-практического феномена в жизни общества на протяжении истории постоянно меняется. Религиозный фактор в современном Дагестане, с одной стороны стал заметно оживляться и активизироваться, но с другой стороны, он уже не может игнорировать достижения других духовно-практических форм жизни, которые раньше не имели такого влияния и значения, как сейчас. Наука, техника, средства глобальной информации, безусловно, раскрепощают человека, снимают с него традиционные ограничения и запреты, в которых формировалась религия. Современное общество является более динамичным и неустойчивым по сравнению с традиционным обществом наших предков. Такой же неустойчивой становится нравственность людей, и политическая ответственность государственных лидеров. В этих условиях перед религией встает проблема – принять происходящие перемены или же вступить с ними в борьбу.

Разные течения религии дают разные ответы на вызов нашего времени. В ходе истории священные тексты остаются неизменными, но меняется их понимание. Поэтому меняется сама религия и ее роль. Воистину верующие люди признают достижения науки и техники, используют их в благородных целях, высоко почитают мораль и ответственность человека перед всевышним. Но некоторые верующие считают, что агрессивный террор – это «достойный» ответ на происходящие перемены. Они забывают, что огонь ненависти станет для них вечным адом в памяти не только пострадавших, но и всех живущих людей. Терроризм и экстремизм был всегда в истории, но сейчас он становится катастрофически опасным.

 

3. Какова значимость религии и религиозного фактора в современной Кавказской геополитике? Сама по себе религия считает геополитическую реальность такой же бренной и тварной, как и все остальное сотворенное богом. Религия полагает себя выше того, что происходит в геополитике. Вместе с тем, игнорировать ее религия тоже не может. Кавказская геополитика – это не только узел проблем, но и узел культур, узел цивилизаций. Она включает в себя широкое многообразие и религиозных форм жизни людей, которые имеют место на Кавказе. Поэтому также недопустимо игнорировать религиозный фактор в ходе разработок геополитических стратегий и сценариев развития событий. Религия избирательно помогает духовному преодолению тех языковых, исторических, территориальных преград, которые препятствуют свободному общению народов и использованию геополитических механизмов власти для сотрудничества всех государств и народов. 

 

 


© Курбанов М.Г., 2006 г.




Hosted by uCoz