НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА
Курбанов М.Г. Терроризм угрожает
снаружи, экстремизм – изнутри // Народы Дагестана: этнос и политика. Респ. общественно-политич.
журнал. № 2. 2006. Махачкала: Издат. дом «Народы Дагестана», 2006. С. 8
– 14. (Из материалов Круглого стола).
Терроризм угрожает снаружи,
экстремизм – изнутри
(Из материалов Круглого стола)
Курбанов М.Г., доцент кафедры философии ДГУ
1. Государство
и религия – соперники или партнеры в деле воспитания молодежи? Политика
государства в деле воспитания обычно исходит из того, чтобы подготовить
будущего гражданина к достойной защите интересов государства. К сожалению, наше
государство пока не имеет достаточных финансовых ресурсов для обеспечения
такого же полноценного и эффективного воспитания молодого поколения, как это
имеет место в передовых, цивилизованных государствах. Поэтому определенная
нагрузка здесь ложится не только на религию, но, прежде всего и на семью. Фигурально выражаясь, семья ставит воспитание
молодого человека на кровную почву, где главное – это интересы родства, а
религия поднимает его воспитание на небеса, где главное – служение интересам
всевышнего. Здесь, конечно, могут быть разные зависимости, выражающиеся в том,
что некоторые семьи бывают религиозными, а некоторые религии допускают
возможность семейного братства верующих (например, тарикаты
и суфийские братства в исламе). В отличие от семьи и
религии, государство формирует промежуточное положение человека между «кровной почвой родства» и «возвышенными небесами веры».
Современное государство сочетает в себе такие
инструменты и механизмы организации человеческой жизни, которых нет ни в
церкви, ни в семье. Поэтому роль государства в воспитании человека незаменима.
В своем функциональном смысле светское государство делает человека независимым
от догматов церкви, а правовое государство дает человеку формальную
независимость от семейных уз. Просвещение и право – это базисные ценности
любого государства, без которых оно не может быть цивилизованным. Государство
не может самоустраняться от воспитания молодежи. Это особенно касается
Дагестана, где молодежь составляет третью часть всего населения. В таких
экстремальных случаях, в которых семья или религия настроены враждебно к
интересам государства и практическими делами наносят ущерб, урон, естественно,
должно складываться не только соперничество, но и преследование со стороны
государства. Обычно, как семья, так и
религия находятся в партнерстве и сотрудничестве с государством. Результаты
такого сотрудничества зависят от общего вклада всех участников.
2. Изменилась
ли роль религии в истории Дагестана и почему в наши дни некоторые верующие
стали террористами, экстремистами? Конечно роль религии, как и любого
духовно-практического феномена в жизни общества на протяжении истории постоянно
меняется. Религиозный фактор в современном Дагестане, с одной стороны стал
заметно оживляться и активизироваться, но с другой стороны, он уже не может
игнорировать достижения других духовно-практических форм жизни, которые раньше
не имели такого влияния и значения, как сейчас. Наука, техника, средства
глобальной информации, безусловно, раскрепощают человека, снимают с него
традиционные ограничения и запреты, в которых формировалась религия. Современное
общество является более динамичным и неустойчивым по сравнению с традиционным
обществом наших предков. Такой же неустойчивой становится нравственность людей,
и политическая ответственность государственных лидеров. В этих условиях перед
религией встает проблема – принять происходящие перемены или же вступить с ними
в борьбу.
Разные течения религии дают разные ответы на вызов
нашего времени. В ходе истории священные тексты остаются неизменными, но
меняется их понимание. Поэтому меняется сама религия и ее
роль. Воистину верующие люди признают достижения науки и техники, используют их
в благородных целях, высоко почитают мораль и ответственность человека перед всевышним. Но некоторые верующие считают, что
агрессивный террор – это «достойный» ответ на происходящие перемены. Они
забывают, что огонь ненависти станет для них вечным адом в памяти не только
пострадавших, но и всех живущих людей. Терроризм и экстремизм был всегда в
истории, но сейчас он становится катастрофически опасным.
3. Какова значимость религии и религиозного фактора
в современной Кавказской геополитике? Сама по себе религия считает
геополитическую реальность такой же бренной и тварной, как и все остальное
сотворенное богом. Религия полагает себя выше того, что происходит в
геополитике. Вместе с тем, игнорировать ее религия тоже не может. Кавказская
геополитика – это не только узел проблем, но и узел культур, узел цивилизаций.
Она включает в себя широкое многообразие и религиозных форм жизни людей,
которые имеют место на Кавказе. Поэтому также недопустимо игнорировать
религиозный фактор в ходе разработок геополитических стратегий и сценариев
развития событий. Религия избирательно помогает духовному преодолению тех
языковых, исторических, территориальных преград, которые препятствуют
свободному общению народов и использованию геополитических механизмов власти
для сотрудничества всех государств и народов.
© Курбанов М.Г., 2006 г.