НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА
Курбанов М.Г. Варварство в
гримасах цивилизации // Вестник РФО № 2 (38), 2006. С. 120 – 122.
Варварство в гримасах цивилизации
Пленарный доклад проф. Мотрошиловой
Н.В.[1] на IV Российском философском конгрессе показывает
варварство как оборотную сторону цивилизации. Мне представляется, что
варварство, наряду с дикостью, никогда не покидало «лицевую» сторону, подобно
тому, как этого не сможет сделать и самый выдающийся нос, вознамерившийся, наряду
со своим содержанием, перекочевать на затылок. Цивилизация научилась прятать на
задворках общества откровенно дикие и варварские отношения, которые даже
оттуда, из далеких задворок, способны громогласно заявлять о себе катастрофическими
воплями современной эпохи.
Лицо цивилизации – это не только ее лицо, а лицо всего
социального организма, который может, наряду с цивилизованным благодушием, показать
и вполне дикий оскал, и самую варварскую гримасу. Цивилизация научилась вежливо
выдворять на свою периферию оформившиеся в ее недрах варварские отношения, но, лихо расправляясь с некоторыми из них, она с удивлением
распознает в себе новые формы варварства, более приспособленные к ее
достижениям. Варварство, как и дикость, наряду
с цивилизацией, бок о бок пронизывают историю насквозь. Они, постоянно
сообщаясь между собой, находятся не только по ту сторону настоящего, т.е. в
безнадёжно минувшем прошлом, но и по эту сторону, которую настоящее непрестанно
черпает для себя из будущего.
Понимание сути варварства, предлагаемое проф. Н.В.Мотрошиловой, указывает на четкую демаркацию только в
отношении к цивилизации, в то время как нижняя граница варварства в отношении к
дикости оказывается размытой и аморфной. Мне представляется, что можно прямо обозначить
более четкую демаркацию варварства и выделить в нем три исторических формы.
Первая форма – архаическое варварство,
которое существовало в условиях дикости, и рецидивы которого могут возникать
даже в наши дни. Вторая форма – классическое
(чистое) варварство, которое существует в собственных условиях, созданных
им самим. В этой второй форме и скрыта истинная суть варварства, о которой как
раз и надо говорить. Третья форма – современное
варварство, которое существует в условиях и в недрах цивилизации, независимо
от того, какой элитарностью она отличается от других цивилизаций. Подобное
разделение на три исторические формы уместно проводить в отношении к дикости и
цивилизации, которые сообща переплетают и пронизывают друг друга.
В обобщенном виде суть варварства можно представить
как стихийно функционирующий в обществе социально-исторический механизм перераспределения
потенциальных возможностей и реальных достижений в обеспечении человеческой
жизни, возникающих и реализующихся в повседневных делах и заботах. Подобно
тому, как мировой океан растекается по некоторому уровню, общему для всех
складок местности, так и в структурах социально-исторической реальности
варварство выражает естественный процесс выравнивания социальной ткани,
перераспределения потенциальных ресурсов и возможностей социального бытия
оттуда, где они в избытке, - туда, где их явно недостаточно. Как только в
социально-историческом пространстве возникает асимметричность распределения
таких возможностей, механизм варварства сразу же начинает свою неукротимую и
неотвратимую работу, порою скромную и незаметную, а порою и амбициозно-жестокую,
что надолго не дает поколениям людей забыть ее последствия.
Функциональное значение варварства возникает и
проявляется на основе особой способности сообщества отчасти усмирять дикие
порывы и необузданные страсти человека. Эта способность состоит в том, что
варварство осуществляет целесообразный поиск и выбор направления, в которое могут вбрасываются стихийные силы человека. Такой поиск и
выбор обусловлен нарастающими возможностями саморегуляции
и саморефлексии, в которых овеществленные силы
человеческой натуры, синтезированные из бренных и имманентных форм бытия,
вступают в стянутое и уравновешенное состояние с идеализирующими силами
человеческой культуры, синтезированные из трансцендентных и вечных форм. Это, зачастую
хрупкое и неустойчивое равновесие превращает человека-варвара в такое существо,
у которого идеализирующаяся душа и овеществляющееся тело постоянно мечутся,
разрываются в разные стороны, играя между собой и испытывая себя между разными
силами, стихийно подыгрывая то одним, то другим. Поэтому в условиях варварства
развитие человеческой специфики происходит на основе разностороннего испытания
той роли и того значения социальных связей, в которых выражена доблесть,
самоотверженность и духовное благородство людей. Наряду с этим, варварский
образ жизни превращает людей в таких жестокосердных, беспощадных и
«бесчеловечных зверей», каковыми они вне сложившихся условий и испытаний судьбы
не стали бы ни в коем случае. Все это показывает, что великодушная дикость
варвара стягивается в непостижимом резонансе и в невероятной гармонии с его
ничтожной цивилизованностью.
Курбанов М.Г., к.ф.н., доцент кафедры философии ДГУ (Махачкала)
*
* *
[1] См. Мотрошилова Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации // Вестник Российского философского общества. М., 2005 № 4 (36)
© Курбанов М.Г., 2006 г.