Добро пожаловать     на персональный сайт     доцента Курбанова М.Г.

НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА


 

Курбанов М.Г. Стихийное массовое поведение людей в  условиях экстремизма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: Изд—во «Лотос», 2007. С. 190 – 194.

 

 

 

СТИХИЙНОЕ МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ЛЮДЕЙ  В  УСЛОВИЯХ  ЭКСТРЕМИЗМА

Курбанов М.Г., доцент ДГУ

 

Феномен стихийного массового поведения людей в современном цивилизованном обществе привлекает не менее пристальное внимание, чем прежде. В современных цивилизованных государствах мира утверждаются формы глобализованного, многонационального, мультикультурного, многоконфессионального сообщества, объединяющего в себе небывалое сочетание возможностей, судеб, тенденций и перспектив развития. Историческая судьба России как «третьего Рима», призванного объединять народы во имя их общего согласия и благополучия, сейчас набирает новые обороты, основанные на идеях гражданского общества, светского, правового государства. Светский характер правового государства снимает многие религиозные ограничения с социально-политических форм жизни, а цивилизованные основы гражданского общества открывают широкий простор для развития личных прав и свобод человека и гражданина. 

В таких динамичных условиях жизни возможности для появления стихийного массового поведения людей могут получать лавинообразный характер. В основе всякого стихийного массового поведения людей всегда находится некая экстремальная ситуация, бросающая вызов размеренному, нормированному, упорядоченному ходу жизни. Ситуационное поведение большинства участников события, происходящего в экстремальных условиях и под влиянием прямой или косвенной угрозы жизни людей, имеет общие черты и признаки, из которых складывается стихийное массовое поведение. К основным таким признакам относятся, во-первых, вовлеченность в стихийное действие большинства присутствующих людей; во-вторых, стихийно возникающее, одновременно происходящее, одинаково осуществляемое и направленное к общему результату массовое действие; в-третьих, ослабление (ограничение) или отсутствие индивидуального разумного самоконтроля; в-четвертых, ослабление или отсутствие регулятивной роли нравственных, правовых, политических и других норм общественной жизни. Пока в социально-групповых структурах общества преобладают упорядоченные формы жизни и нормативные отношения, экстремистские призывы и агрессивные настроения отдельных членов не имеют особого значения и гаснут в глубинах общества.

Экстремизм (от латинского extremum - крайнее, предельное) складывается в обществе как вид социального отношения, выходящий за пределы разумного порядка, устоявшихся норм и общепринятых правил жизни. Это обстоятельство делает экстремизм таким действием, в котором допускается произвол одного субъекта в отношении к другому.

Благоприятным условием для политического экстремизма является либерализация общества, открывающая широкий простор и неограниченный выбор возможностей в развитии форм жизни. Эти возможности могут быть не только позитивными, но и негативными для самого общества в целом, удовлетворяя интересам и потребностям тех или иных социальных групп экстремистского толка. Внутренним источником политического экстремизма является нарастающая борьба олигархических группировок за легитимное право доступа к ресурсам и другим материальным благам, а для религиозного экстремизма - борьба агрессивных конфессий за монопольное право в определении порядка, норм и правил вероисповедования.

Истоки экстремизма могут пониматься в зависимости от концептуально-методологических подходов. Так, в рамках методологического объективизма экстремизм понимается возникающим в результате динамичных перемен в жизни общества, требующих столь же динамичных способов саморегуляции, в том числе и через насилие. В рамках методологического субъективизма экстремизм выглядит результатом просчетов и ошибок при осуществлении реформ и преобразований. Здесь полагается, что почвы для экстремизма не было бы, если реформирование общества происходило адекватно социально-политическим целям, задачам и средствам деятельности.

В ходе стихийного массового поведения и под влиянием экстремальных условий жизни человек вместе с другими людьми реализует свое совместное овеществленное бытие, в котором временно упраздняются все разумные идеалы и ценности. Суть экстремизма выражается в стремлении индивидуального или коллективного субъекта любыми путями, способами и средствами утвердить свое мнимое превосходство над другим субъектом.

Надежность, устойчивость, эффективность государства и государственных органов власти любого уровня проверяется и испытывается в экстремальных условиях, которых всегда хватает в общественной и государственной жизни. Позитивная борьба с экстремизмом предполагает устранение самих условий, в которых возникает экстремистская деятельность. Негативная борьба с экстремизмом означает устранение всевозможных последствий экстремистской деятельности. В последнем случае экстремизм можно одолеть такими же экстремальными мерами, т.е. путем разработки чрезвычайных планов действий, предусматривающих формирование различных экстремальных ситуации для самих экстремистов.

В целях позитивной борьбы с экстремизмом необходимо исходить из  двух основных значений самого экстремизма. В практическом значении он представляет собой терроризм и террористическую деятельность. В идеологическом значении экстремизм оформляется в качестве фанатизма, национализма, анархизма, волюнтаризма и др. Эти и другие формы экстремизма тесно связаны между собой, они стимулируют и усиливают значение друг друга, осложняя истинное понимание общей картины современного общества.

Политический экстремизм всегда сопряжен с разрушением устойчивого равновесия в существующем положения дел, особенно в структурах государственной власти. Экстремистская деятельность в любой сфере, в том числе и в религиозно-политической, означает, что человек добровольно решился пойти на риск своей жизнью ради достижения предполагаемого результата. Личный выбор потенциального экстремиста всегда имеет локальный, точечный характер, но в условиях стихийного массового поведения людей он получает угрожающий, лавинообразный характер, дестабилизирующий все общество, резко снижающий эффективность и дееспособность органов государственной власти.

Именно по этой причине социальная база экстремизма неожиданно получает самые благоприятные условия; особенно в том случае, если экстремизму предшествует объективно нарастающее массовое обнищание людей. Если большинству людей в обществе уже нечего терять, то они согласны пойти на самые крайние меры. В результате этого, общество (даже как механическое большинство людей) может превратиться в самую массовую толпу. Такое общество внезапно уподобляется в стадо зверей, которое сметает на своем пути все социальные институты, порядки и правила. Несправедливое распределение в обществе социальных благ в сочетании с отсутствием реальных реформ, стимулирующих развитие большинства людей (среднего класса), становятся причиной массового социального напряжения между богатством и нищетой, что и вызывает к жизни демонические силы экстремизма и терроризма.

Толпа может возникнуть там, где одновременно собирается множество людей, участвующих в одном и том же событии. Чем же отличается толпа как стихийное явление от других разумно организованных, дисциплинарных форм социального поведения? Прежде всего, толпа людей всегда действует на основе самых примитивных рефлексов, инстинктов, и ментальных стереотипов, не требующих напряжения ума и действующих в обход разумного самоконтроля. Главный аргумент здесь – грубая сила. Конкретные цели и средства деятельности уходят на задний план, или ставятся в зависимость от низменных устремлений. Поведение болельщиков на стадионе, или политических демонстрантов на митинге, или участие людей в другом подобном массовом явлении может плавно переходить в формы стихийного массового поведения, а затем вновь возвращаться из «агрегатного», «механического» состояния  в организованную социально-дисциплинарную практику.

         Толпа всегда опускает поведение человека на несколько ступеней вниз по лестнице цивилизованного развития (Г.Лебон[1]). Толпа делает человека более доступным для грязных манипуляций, поскольку в стихийном массовом поведении обычно реализуются самые простейшие механизмы и закономерности (инстинкты, обыденные императивы и стереотипы). Среди экстремистски настроенных людей всегда появляются неформальные харизматические лидеры, интуитивно знающие об этих механизмах и обладающие врожденными навыками адекватного прогностического поведения. Развитие этих навыков постепенно может переходить в строго выверенный механизм управления ходом стихийных событий. Результаты такой деятельности, которая исходит из экстремального положения в обществе, в конечном счете, обычно являются деструктивными.

Общество всегда устроено так, что рост возможностей жизни сопровождается растущими потребностями и ожиданиями. Однако, если вдруг рост возможностей жизни снижается или прекращается вовсе, то это не влечет за собой такого же неизбежного снижения потребностей и ожиданий. Пока большинство людей в обществе живет около черты бедности и не испытывает быстро растущих ожиданий, то в обществе нет реальных оснований для недовольства. В спокойном гармоничном обществе экстремизм расценивается как абсурд, но если общество раздирается конфликтами, то экстремизм превращается в самодостаточную норму жизни. Социальная база экстремизма и терроризма в конфликтных условиях формирует лишь свой латентный, скрытый потенциал, которому нет выхода наружу. Но если социально актуализированному большинству людей в обществе открыть простор для неудержимо растущих ожиданий, то социальный взрыв экстремизма и терроризма получает свободный выход наружу. Государство должно нацеливать свою деятельность на то, чтобы механизм роста социальных ожиданий в обществе не стал объектом для опасных манипуляций со стороны экстремистски настроенных политиков. Это обстоятельство требует самого пристального внимания со стороны ответственных государственных, политических и общественных деятелей.

 



[1] См. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

 

 


© Курбанов М.Г., 2007 г.




Hosted by uCoz