НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА
Курбанов
М.Г. Стихийное массовое поведение людей в
условиях экстремизма // Актуальные проблемы противодействия
религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. – Махачкала: Изд—во
«Лотос», 2007. С. 190 – 194.
СТИХИЙНОЕ МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ЛЮДЕЙ
В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМИЗМА
Курбанов М.Г., доцент ДГУ
Феномен стихийного массового поведения людей в
современном цивилизованном обществе привлекает не менее пристальное внимание,
чем прежде. В современных цивилизованных государствах мира утверждаются формы глобализованного, многонационального, мультикультурного,
многоконфессионального сообщества, объединяющего в
себе небывалое сочетание возможностей, судеб, тенденций и перспектив развития.
Историческая судьба России как «третьего Рима», призванного объединять народы
во имя их общего согласия и благополучия, сейчас набирает новые обороты, основанные
на идеях гражданского общества, светского, правового государства. Светский
характер правового государства снимает многие религиозные ограничения с
социально-политических форм жизни, а цивилизованные основы гражданского
общества открывают широкий простор для развития личных прав и свобод человека и
гражданина.
В таких динамичных условиях жизни возможности для
появления стихийного массового поведения людей могут получать лавинообразный
характер. В основе всякого стихийного массового поведения людей всегда находится
некая экстремальная ситуация, бросающая вызов размеренному, нормированному,
упорядоченному ходу жизни. Ситуационное поведение большинства участников события,
происходящего в экстремальных условиях и под влиянием прямой или косвенной угрозы
жизни людей, имеет общие черты и признаки, из которых складывается стихийное
массовое поведение. К основным таким признакам относятся, во-первых,
вовлеченность в стихийное действие большинства присутствующих людей; во-вторых,
стихийно возникающее, одновременно происходящее, одинаково осуществляемое и
направленное к общему результату массовое действие; в-третьих, ослабление
(ограничение) или отсутствие индивидуального разумного самоконтроля;
в-четвертых, ослабление или отсутствие регулятивной роли нравственных, правовых,
политических и других норм общественной жизни. Пока в социально-групповых
структурах общества преобладают упорядоченные формы жизни и нормативные
отношения, экстремистские призывы и агрессивные настроения отдельных членов не
имеют особого значения и гаснут в глубинах общества.
Экстремизм (от латинского extremum
- крайнее, предельное) складывается в обществе как вид социального отношения, выходящий
за пределы разумного порядка, устоявшихся норм и общепринятых правил жизни. Это
обстоятельство делает экстремизм таким действием, в котором допускается произвол
одного субъекта в отношении к другому.
Благоприятным условием для политического экстремизма
является либерализация общества, открывающая широкий простор и неограниченный
выбор возможностей в развитии форм жизни. Эти возможности могут быть не только
позитивными, но и негативными для самого общества в целом, удовлетворяя интересам
и потребностям тех или иных социальных групп экстремистского толка. Внутренним
источником политического экстремизма является нарастающая борьба олигархических
группировок за легитимное право доступа к ресурсам и другим материальным
благам, а для религиозного экстремизма - борьба агрессивных конфессий
за монопольное право в определении порядка, норм и правил вероисповедования.
Истоки экстремизма могут пониматься в зависимости от
концептуально-методологических подходов. Так, в рамках методологического объективизма
экстремизм понимается возникающим в результате
динамичных перемен в жизни общества, требующих столь же динамичных способов саморегуляции, в том числе и через насилие. В рамках
методологического субъективизма экстремизм выглядит результатом просчетов и
ошибок при осуществлении реформ и преобразований. Здесь полагается, что почвы
для экстремизма не было бы, если реформирование общества происходило адекватно
социально-политическим целям, задачам и средствам деятельности.
В ходе стихийного массового поведения и под влиянием
экстремальных условий жизни человек вместе с другими людьми реализует свое совместное
овеществленное бытие, в котором временно упраздняются все разумные идеалы и
ценности. Суть экстремизма выражается в стремлении индивидуального или
коллективного субъекта любыми путями, способами и средствами утвердить свое
мнимое превосходство над другим субъектом.
Надежность, устойчивость, эффективность государства и
государственных органов власти любого уровня проверяется и испытывается в экстремальных
условиях, которых всегда хватает в общественной и государственной жизни. Позитивная
борьба с экстремизмом предполагает устранение самих условий, в которых
возникает экстремистская деятельность. Негативная борьба с экстремизмом означает
устранение всевозможных последствий экстремистской деятельности. В последнем
случае экстремизм можно одолеть такими же экстремальными мерами, т.е. путем разработки
чрезвычайных планов действий, предусматривающих формирование различных экстремальных
ситуации для самих экстремистов.
В целях позитивной борьбы с экстремизмом необходимо
исходить из двух основных значений
самого экстремизма. В практическом значении он представляет собой терроризм и
террористическую деятельность. В идеологическом значении экстремизм оформляется
в качестве фанатизма, национализма, анархизма, волюнтаризма и др. Эти и другие формы
экстремизма тесно связаны между собой, они стимулируют и усиливают значение друг
друга, осложняя истинное понимание общей картины современного общества.
Политический экстремизм всегда сопряжен с разрушением устойчивого
равновесия в существующем положения дел, особенно в
структурах государственной власти. Экстремистская деятельность
в любой сфере, в том числе и в религиозно-политической, означает, что человек
добровольно решился пойти на риск своей жизнью ради достижения предполагаемого
результата. Личный выбор потенциального экстремиста всегда имеет
локальный, точечный характер, но в условиях стихийного массового поведения
людей он получает угрожающий, лавинообразный характер, дестабилизирующий все общество,
резко снижающий эффективность и дееспособность органов государственной власти.
Именно по этой причине социальная база экстремизма неожиданно
получает самые благоприятные условия; особенно в том случае, если экстремизму
предшествует объективно нарастающее массовое обнищание людей. Если большинству
людей в обществе уже нечего терять, то они согласны пойти на самые крайние
меры. В результате этого, общество (даже как механическое большинство людей)
может превратиться в самую массовую толпу. Такое общество внезапно уподобляется
в стадо зверей, которое сметает на своем пути все социальные институты, порядки
и правила. Несправедливое распределение в обществе социальных благ в сочетании с
отсутствием реальных реформ, стимулирующих развитие большинства людей (среднего
класса), становятся причиной массового социального напряжения между богатством
и нищетой, что и вызывает к жизни демонические силы экстремизма и терроризма.
Толпа может возникнуть там, где одновременно собирается
множество людей, участвующих в одном и том же событии. Чем же отличается толпа
как стихийное явление от других разумно организованных, дисциплинарных
форм социального поведения? Прежде всего, толпа людей всегда действует на
основе самых примитивных рефлексов, инстинктов, и ментальных стереотипов, не
требующих напряжения ума и действующих в обход разумного самоконтроля. Главный
аргумент здесь – грубая сила. Конкретные цели и средства деятельности уходят на
задний план, или ставятся в зависимость от низменных устремлений. Поведение
болельщиков на стадионе, или политических демонстрантов на митинге, или участие
людей в другом подобном массовом явлении может плавно переходить в формы
стихийного массового поведения, а затем вновь возвращаться из «агрегатного»,
«механического» состояния в
организованную социально-дисциплинарную практику.
Толпа всегда опускает
поведение человека на несколько ступеней вниз по лестнице цивилизованного
развития (Г.Лебон[1]).
Толпа делает человека более доступным для грязных манипуляций, поскольку в
стихийном массовом поведении обычно реализуются самые простейшие механизмы и закономерности
(инстинкты, обыденные императивы и стереотипы). Среди экстремистски
настроенных людей всегда появляются неформальные харизматические
лидеры, интуитивно знающие об этих механизмах и обладающие врожденными навыками
адекватного прогностического поведения. Развитие этих навыков постепенно может
переходить в строго выверенный механизм управления ходом стихийных событий. Результаты
такой деятельности, которая исходит из экстремального положения в обществе, в
конечном счете, обычно являются деструктивными.
Общество всегда устроено так, что рост возможностей
жизни сопровождается растущими потребностями и ожиданиями. Однако, если вдруг рост возможностей жизни снижается или прекращается
вовсе, то это не влечет за собой такого же неизбежного снижения потребностей и
ожиданий. Пока большинство людей в обществе живет около черты бедности и не
испытывает быстро растущих ожиданий, то в обществе нет реальных оснований для
недовольства. В спокойном гармоничном обществе экстремизм расценивается как
абсурд, но если общество раздирается конфликтами, то экстремизм превращается в самодостаточную норму жизни. Социальная база экстремизма и
терроризма в конфликтных условиях формирует лишь свой латентный, скрытый
потенциал, которому нет выхода наружу. Но если социально актуализированному большинству
людей в обществе открыть простор для неудержимо растущих ожиданий, то
социальный взрыв экстремизма и терроризма получает свободный выход наружу.
Государство должно нацеливать свою деятельность на то, чтобы механизм роста
социальных ожиданий в обществе не стал объектом для опасных манипуляций со
стороны экстремистски настроенных политиков. Это
обстоятельство требует самого пристального внимания со стороны ответственных
государственных, политических и общественных деятелей.