Курбанов М. Г. Антропологическое пространство // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 т. Т. I. Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. С. 537.

Курбанов М.Г.,

к.ф.н., доцент, г. Махачкала.

Антропологическое пространство

 

На всем протяжении истории в философии всегда поддерживался  устойчивый интерес к ряду перспективных для науки и практики направлений. Одним из таких направлений в области гуманитарных наук является проблема понимания и определения такого феномена как «антропологическое пространство». Устойчивый интерес к этой теме, считавшейся до последнего времени периферийной, вызван комплексным, системным, многоцелевым характером самой предметности пространства вообще и антропологического пространства в особенности. В отличие от антропо-исторического пространства, исследование антропологического пространства опирается, главным образом, не столько на генеалогические и генетические представления, сколько на структурно-функциональные подходы и взгляды, позволяющие обнаружить и выразить сложное сочетание многомерного единства с сингулярным многообразием данного феномена.

Как таковое, антропологическое пространство функционирует в качестве особой онтологической сферы человеческой жизнедеятельности, в которую может свободно вписываться и, одновременно, принудительно вплетаться сам человек, решающий для себя извечные вопросы: «как и почему», «быть или не быть». Эти и другие вопросы рассматриваются сквозь самые различные формы проявления антропологического пространства – пространства человеческой жизни и смерти, пространства натуры и культуры, пространства страданий и наслаждений, пространства своего и чужого, пространства индивидуального и коллективного и т.д., которые могут динамично и поливариативно комбинироваться, структурироваться и рекомбинироваться в самых невероятных пропорциях. Внешние пределы структурирования антропологического пространства, такие как мир, государство, город, дом, комната, получают аналогичные выражения  в виде человечества, народа, нации, населения, семьи, соседей. Внутренние пределы, - такие как организм человека, его одежда, украшения, протезы во всем своем многообразии играют не менее важную роль, чем внешние пределы. Всё это свидетельствует о многомерности, системности и сложности исследования антропологического пространства. 

 

Kurbanov M. G. Anthropological  space

 



Hosted by uCoz