Курбанов М. Г. Антропологическое пространство // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 т. Т. I. Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. С. 537.
Курбанов М.Г.,
к.ф.н., доцент, г. Махачкала.
Антропологическое
пространство
На всем протяжении истории в философии всегда
поддерживался устойчивый интерес к ряду
перспективных для науки и практики направлений. Одним из таких направлений в
области гуманитарных наук является проблема понимания и определения такого
феномена как «антропологическое пространство». Устойчивый интерес к этой теме,
считавшейся до последнего времени периферийной, вызван комплексным, системным,
многоцелевым характером самой предметности пространства вообще и
антропологического пространства в особенности. В отличие от антропо-исторического
пространства, исследование антропологического пространства опирается, главным
образом, не столько на генеалогические и генетические представления, сколько на
структурно-функциональные подходы и взгляды, позволяющие обнаружить и выразить
сложное сочетание многомерного единства с сингулярным многообразием данного
феномена.
Как таковое, антропологическое пространство
функционирует в качестве особой онтологической сферы человеческой жизнедеятельности,
в которую может свободно вписываться и, одновременно, принудительно вплетаться
сам человек, решающий для себя извечные вопросы: «как и почему», «быть или не быть». Эти и другие вопросы рассматриваются сквозь самые различные
формы проявления антропологического пространства – пространства человеческой
жизни и смерти, пространства натуры и культуры, пространства страданий и
наслаждений, пространства своего и чужого, пространства индивидуального и
коллективного и т.д., которые могут динамично и поливариативно комбинироваться,
структурироваться и рекомбинироваться в самых невероятных пропорциях. Внешние
пределы структурирования антропологического пространства, такие как мир,
государство, город, дом, комната, получают аналогичные выражения в виде человечества, народа, нации, населения,
семьи, соседей. Внутренние пределы, - такие как организм человека, его одежда,
украшения, протезы во всем своем многообразии играют не менее важную роль, чем
внешние пределы. Всё это свидетельствует о многомерности, системности и
сложности исследования антропологического пространства.
Kurbanov M. G. Anthropological
space