Курбанов М. Г. Модификации универсальных ценностей в культурном разнообразии и диалоге // Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: единство в многообразии / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. Абакаровой Р. М. Махачкала, 2012. 190 с. (С. 142-144).
Курбанов М.Г.,
доцент кафедры философии и социологии
МОДИФИКАЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ
В КУЛЬТУРНОМ РАЗНООБРАЗИИ
И ДИАЛОГЕ
Работа выполнена в рамках «Программы
стратегического развития ДГУ» по мероприятию: «Обеспечение условий эффективного
выполнения комплексных исследований по приоритетному направлению “Безопасность
и противодействие терроризму”. Проект: «Разработка идеологических и
психологических основ профилактики экстремизма и терроризма на базе Центра
проблем предупреждения экстремизма и терроризма».
Наряду с осознанием растущего в культуре разнообразия
ценностей, в современном обществе зреет глубокое понимание необходимости особых
цивилизационных усилий по дальнейшему формированию и наращиванию потенциала
перспективных возможностей для полноценной реализации универсальных,
общекультурных ценностей, которые уже давно ослабевают и заметно нуждаются в более
прочных социально-структурных скрепах. Динамизм современной общественной жизни повлек
за собой не просто жесточайшее испытание традиционных ценностей в их столкновении
и противоборстве, но показал, как быстро могут быть преданы забвению и начисто забыты
некоторые из них.
Суровому
испытанию подвергся самый прочный комплекс универсальных ценностей,
концептуально интегрированных в наиболее культуроёмком идеале гуманизма.
Идеализированное восхождение этого
комплекса к вершинам универсальности теперь оказывается в современном мире логически
исчерпанным для линейно-исторической концептуализации проблематики человека в
обществе и общества в человеке. Действительно, «будучи определен как
универсальность, как идеальная референция, Человек, подобно Богу, оказывается
совершенно нечеловеческим бредовым представлением»1. С провозглашением
Ф.Ницше тезиса о «смерти Бога» начинается
лавинообразная переоценка всех ценностей, знаменующая не просто кризис
гуманизма, а столкновение самых базисных начал человеческой жизни. Предпринимаются
философско-умозрительные и научно-технические усилия, направленные на то,
чтобы заполнить появившийся пробел, в
котором, не всегда адекватно логике развития, но всегда согласно историческим
возможностям общественной жизни, можно было бы идентифицировать скрытые
возможности человеческого творчества.
В условиях культурного многообразия и межкультурного
диалога традиционная потребность в особом почитании гуманистических ценностей постепенно
переходит от проблематики приоритетности чередования последних к проблематичности
самой потребности в их выборе. Новые нормы и правила человеческой жизни в
глобализованном мире теряют свой традиционный смысл. В условиях непредсказуемой
динамичности темпов смены социальных событий былая сила традиций превращается в
человеческую слабость. Теперь источником повседневного опыта все больше
становятся не предания старины, а амбициозные проекты и фантастические планы
распаленного исторического проектирования.
Особое место среди универсальных ценностей занимают
такие гуманистические ценности как любовь и свобода, которые представляются не
иначе как постоянно воспроизводящиеся и наиболее культуроёмкие формы человеческой
жизни, складывающиеся на основе широкого множества различных унификаций
социального опыта в повседневной практике людей. Позитивная сила свободы определяется
тем, насколько она является имманентной формой человеческой жизни. Ценность
свободного самовыражения каждого человека не может быть безграничным благом, ибо
эта ценность асимметрична ценностям и идеалам человеческой любви и
толерантности.
Социальные корни универсальной общечеловеческой любви начинают
питать развитие каждого человека там, где он может открывать и обретать для
себя личную свободу выбора в деле выстраивания своих связей и отношений с
другими людьми, претендующими на такую же самореализацию в жизни. В связи с
этим, разделяя субстрат и субстанцию в системе гуманистических ценностей, можно
отметить, что подлинным субстратом (носителем) человечности является только сам
человек. Ведь «носителем человечности общество никогда не является»2.
Вместе с тем, неисчерпаемым источником, фундаментальной основой и субстанцией
человечности является только сообщество. Монистическое решение проблемы
функционально-семантического совмещения субстанции и субстрата человечности не
может обойтись без их хронологического разделения. В исходном смысле все люди
равны и, вместе с тем, каждый человек свободен. Эту функционально-семантическую
асимметрию в системе гуманистических ценностей можно обозначить так, что
субстанция этой системы всегда нацелена
на всеобщую любовь и толерантность людей, а ее субстрат воплощается через
необходимость обретения каждым человеком своей свободы.
Современное цивилизованное бытие людей в условиях
культурного разнообразия создает условия для таких ценностей человеческой
жизни, которые формируют новый, нетрадиционный генотип человеческой натуры,
переходящей от каузальной предопределенности к функциональной свободе, открыто
и многомерно оформленной в различные фигуры социальных, культурно-исторических
отношений. Если человек, через систему гуманистических ценностей станет
утверждать свою свободу каузально предшествующей обретению сущности, то это
окажется мощным заслоном от перекосов, опрокидывающих цивилизацию в пропасть
конфликтов и кризисов. На деле, это станет путеводной нитью, ведущей к тому, что
его сущность окажется функционально нацеленной на всеобщее сингулярное
равенство, любовь и толерантность людей. В этом смысле натурализация социальной
сущности человека низводит его существование в имманентную стихию всеобщего
равенства. Тем самым, природа не просто теряет свои «бразды правления» человеком, а безропотно уступает их творческим,
культурно-историческим интенциям человеческого существования.
Позитивный потенциал универсальных ценностей в каждой
социально-исторической системе определяется мерой соответствия и величиной
соизмеримости таких инвариантных начал как равенство и свобода. В идеальном
смысле равными людьми могут быть только люди, дружелюбные в отношении друг друга,
культивирующие толерантность как образ жизни. Полноту и богатство свободы
обретают только сильные личности, способные вырваться из повседневной рутины
суетного бытия. Равенство получает свое наиболее адекватное выражение в
отношениях дружелюбия между людьми, а свобода в конечном счете утверждается на
основе усилий, направленных на индивидуально-личностное обретение самостоятельности.
Человек рождается свободным, но это не значит, что свобода дается человеку как
подарок судьбы, не требующий от него каких-либо усилий. Свобода никогда не
обретается только формально, бессодержательно, в пустой абстракции; она всегда
требует каждодневных, действенных, волевых усилий.
В современных условиях культурного разнообразия
становится более чем очевидным тот факт, что личностные ценности любви и
свободы, устанавливаемые человеком для себя, отличаются от социально-групповых,
этнокультурных и общественных ценностей, применимых к нациям, партиям,
государствам и другим формам сообщества. Система общественных ценностей как
особая инвариантно-аксиологическая основа социальной реальности, отрываясь от
системы гуманистических идеалов личностного уровня, начинает все больше довлеть
над персонально-человеческими ценностями и приоритетами, являющимися каузально
первичными. Такой перекос в тоталитарном и авторитарном обществе получает
уродливые стереотипные очертания, которые надолго оставляют глубокий ментальный
шрам в памяти поколений. В современном обществе он чреват серьезными структурными
последствиями для перспектив развития как отдельного человека, так и всего
общества. Результаты такого перекоса уже дают о себе знать. В современном человеке
усиливаются уродующие его свободу формы нигилизма, цинизма, садизма, а в
обществе – уродующие человеческую любовь императивы панконформизма, фанатизма,
национализма и пр. Эти проблемы нуждаются в тщательном социально-профилактическом
исследовании, они требуют более серьезного внимания и философского изучения.
____________________________
1 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.:
Добросвет, 2000. С. 233.
2 Гартман
Н. Этика. С.-Пб.: Наука, 2002. С.331.
Ó Курбанов
М.Г., 2012