Министерство образования и науки
Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный
университет»
Факультет психологии и
философии
Кафедра философии и
социологии
Методическое пособие для магистрантов
экономических специальностей.
Махачкала – 2012
Издается по решению
редакционно-издательского совета Дагестанского государственного университета
Составитель: Курбанов М.Г., к.филос.н., доцент
кафедры философии и социологии
Учебный курс «Философия познания»
рассматривает философскую содержательность познания, имеющую всеобщий,
мировоззренческий и общенаучный смысл, необходимый для профессионального
формирования магистрантов в области экономической науки и практики.
Рассматривается природа, источники и сущность познания как деятельности.
Основное внимание уделяется общей структуре, уровням, методам и формам познания.
Дисциплина относится к базовой части
цикла М.1 "Общенаучный цикл" учебного плана подготовки магистров по
направлению 080200 «Менеджмент».
Методическое пособие составлено на основании ФГОС ВПО по направлению 0802000 «Менеджмент».
Курбанов Муса Гасангусейнович
© Издательство ДГУ, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
1.1. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ
4
1.2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В
СТРУКТУРЕ ООП ВПО 4
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4
1.5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 6
1.6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ 7
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА
ПОЗНАВАЕМОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ. 7
ТЕМА 2.
СТРУКТУРА, УРОВНИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.
10
ТЕМА 3.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ. 11
ТЕМА 4.
НОРМЫ И ИДЕАЛЫ ПОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ. 14
ТЕМА 5.
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ. 16
ТЕМА 6.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ. 18
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ
И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 21
3.1. ЛИТЕРАТУРА
21
3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 22
3.3. ТЕМАТИКА ЭССЕ И
РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 23
3.4. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 23
3.5. ПРИМЕР ТЕСТА ПО
ДИСЦИПЛИНЕ 24
3.6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 25
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ 26
Цель дисциплины – обучение магистрантов познавательной
культуре мышления на основе общефилософских, мировоззренческих, общенаучных
методов; формирование навыков познавательной активности на основе философского,
культурно-исторического понимания научных знаний и овладения основными концепциями
познания.
- освоить содержание излагаемой дисциплины и иметь
достаточно полное представление об элементах, системе, структуре и функциях
познания с учетом истории и современного состояния теоретико-познавательной проблематики.
- уметь связывать общие теоретические вопросы с конкретным
анализом социально-экономических процессов,
- уметь различать уровни и формы методологического
отношения к познанию,
- овладеть философско-познавательной терминологией
Объект изучения дисциплины – познавательный процесс в
системе философских понятий и представлений.
Дисциплина
относится к базовой части цикла М.1 "Общенаучный цикл" учебного плана
подготовки магистров по направлению 080200 Менеджмент, составленному на
основании ФГОС ВПО (3 поколения).
Условием изучения дисциплины является
усвоение таких дисциплин, как общий курс философии, культурология,
религиоведение.
Дисциплина
формирует следующие компетенции, которыми должен обладать выпускник по
направлению подготовки 080200 "Менеджмент" с квалификацией (степенью)
«магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями
основной образовательной программы:
· способен развивать свой общекультурный и
профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования
(ОК- 1);
· способен самостоятельно приобретать и использовать
новые знания и умения (ОК- 3);
· обладает навыками публичных деловых и научных
коммуникаций (ОК- 6);
В результате изучения дисциплины магистры
должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
Знать:
- основную проблематику
определенности и познаваемости изучаемых
предметов;
- основные элементы познавательного
отношения, структуру и уровни их функционирования в процессе познания;
- основные концепции истины и
их прикладной характер использования в процессе познания;
- детерминанты познавательного
процесса, соотношение познаваемого и познающего с учетом экстернализма и
интернализма в познании;
- нормы и идеалы познания в
классической и современной науке;
- специфику социального
познания и место экономики в системе социально-гуманитарных наук;
- методы и формы
социально-гуманитарного познания;
Уметь:
-
управлять общим
ходом своей познавательной деятельности;
-
обобщать и критически оценивать
результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями в ходе
научно-теоретического познания;
-
выявлять и формулировать актуальные
проблемы научного познания в области своих профессиональных знаний;
-
осуществлять анализ
тенденций развития знаний на основе современных методов и передовых научных
достижений;
-
использовать
количественные и качественные методы для проведения научных исследований в
области своих профессиональных знаний;
-
обосновывать актуальность, теоретическую
и практическую значимость избранной темы научного исследования;
-
проводить самостоятельные исследования
в соответствии с разработанной программой;
-
представлять результаты проведенного
исследования в виде научного отчета, статьи или доклада;
Владеть:
-
методологией и
методикой проведения научных исследований;
-
подходами к
постановке целей и задач познавательной деятельности;
-
навыками анализа
конкретных познавательных ситуаций;
-
навыками оценки
степени пригодности и ценности полученных результатов познания;
-
практикой
применения принципов организации познавательной деятельности.
Форма контроля знаний по дисциплине –
экзамен в письменной форме (тест).
Тест как промежуточная форма контроля
знаний включает следующие типы вопросов:
а)
истина/ложь (верно/неверно, согласен/не согласен), возможно, с объяснением;
б)
множественный выбор (1 вариант из 4-х);
в)
соответствие двух списков – терминов и их определений;
г)
короткий ответ (вписать пропущенный термин/выражение);
д)
короткий список (указать 3-4 характеристики явления, примера, критерия и т.п.);
е)
короткое эссе.
Текущий контроль знаний также осуществляется за счет
опроса на занятиях по пройденному теоретическому материалу, контроля выполнения домашних заданий и
контроля индивидуальной работы и работы в группах на практических занятиях.
Предусматриваются следующие образовательные технологии:
· традиционные и интерактивные лекции;
· семинары, на которых обсуждаются основные проблемы,
освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
· письменные и/или устные домашние задания;
· кейс-стади;
· консультации преподавателя;
· самостоятельная работа магистрантов, в которую входит
освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям,
выполнение указанных выше письменных работ.
Тема 1. ПРОБЛЕМЫ
ПОЗНАВАЕМОСТИ
И ПРИРОДА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ.
Онтология,
аксиология и гносеология как формы отношения к миру. Соотношение философского и
экономического познания. Предмет и структура гносеологии. Соотношение теории,
практики и познания. Познание как созерцание и деятельность. Непосредственность
и опосредованность чувственного познания. Эмпиризм и рационализм о природе и
источнике знаний. Проблема обоснования знания. Скептицизм и агностицизм как
формы радикального сомнения в познаваемости мира.
Субъект и
объект познания в философии и экономике. Объективизм, субъективизм,
трансцендентализм в истории познания. Познание и рефлексия. Рефлексия и
творчество. Виды рефлексивной деятельности. Топологическая рефлексия. Проблема
самопознания. Познание и его объекты. Объекты материальные и идеальные.
Познание - социально-опосредованное отношение человека к действительности.
Орудийный характер человеческого взаимодействия со средой. Гео- и
антропоцентризм в познании. Интерсубъективность познавательных средств и
методов. Проблема субъекта в пост-современности.
Донаучное,
научное и вненаучное знание. Обыденное познание, его особенности и функции.
Познание и практика. Здравый смысл как регулятив обыденного познания и
деятельности.
Миф и религия
как специфические формы познания и освоения мира; специфика их познавательных
ориентаций. Рациональность мифического. Способ мышления и опыта в мифологии и
религии. Место мифологического и символического в социальном познании. Познание
и идеология. Природа экономической и политической рефлексии.
Литература:
1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет
МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ;
СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В.Л. Обухова, Ю.Н. Солонина, В.П.
Сальникова и В.В. Васильковой. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в
области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия. Учебник.- М., 2010.
3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Рогов М.А. Философия науки
и техники. М., 2001.
4. История и философия науки:
Уч. пос. для аспирантов. СПб., 2008.
5.
Микешина Л.А.
Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.
6.
Аристотель.
Метафизика // Соч.: В 4-х тт. - Т.
7.
Аристотель.
Никомахова этика. // Соч.: В 4-х тт. - Т.
8.
Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.
9.
Ведин Ю.П. Познание и знание. Рига, 1983.
10.
Гегель Г.В.Ф. Кто
мыслит абстрактно? //Работы разных летю В 2 т. Т.
11.
Гоббс Т.Левиафан,
или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Избр.
произведия. В 2 т. Т2.М., 1964. С. 75-83.
12.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы.
М., 1993.
13.
Кант И. Критика
чистого разума. //Соч. В 6т. Т.
14.
Кассирер Э.
Познание и действительность. М., 1995.
15.
Лекторский В.С.
Субъект, объект, познание. М., 1980.
16.
Локк Д. Опыт о
человеческом разумении //Соч. В 3 т. Т.1. М., 1985. С. 96-103, 151-152.
17.
Платон. Менон //Платон. Соч.: В 3-х тт. - Т.1. - М.:
Мысль, 1968.
18.
Платон. Федон
//Платон. Соч.: В 3-х тт. - Т.2. - М.: Мысль, 1970.
19.
Рассел Б.
Человеческое познание. М., 1957.
20. Рациональность и
проблемы познания (Тезисы научной конференции Санкт-Петербург 27-28 ноября
21.
Рорти Р.
Случайность, ирония, солидарность. М., 1996
22. Сергеев К. А., Слинин Я.
А. Диалектика категориальных форм познания. - Л.: Изд-во Ленингр. у-та, 1987. -
168 с.
Вопросы для самопроверки:
1. Каково соотношение теории, практики и познания в
философии экономике.
2. В чем
отличия субъекта и объекта познания в философии и экономике.
3. Сравнить
донаучное, научное и вненаучное знание.
Вопросы и задания для
самостоятельной работы:
1.
Предмет гносеологии и его место в системе философского знания.
Соотношение гносеологии с онтологией и аксиологией. Позиции гносеологизма
и онтологизма.
2.
Дилемма гносеологического оптимизма или пессимизма. Понятия скептицизма и
агностицизма.
3.
Наивный реализм, феноменализм, принцип тождества бытия и мышления как
гносеологические стратегии.
4.
Соотношение гносеологии и конкретных наук, исследующих познавательные
способности человека и процесс познания
5.
Современная гносеологическая ситуация в философии и экономике.
Тема 2.
СТРУКТУРА, УРОВНИ
И ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.
Уровни и
формы познавательной деятельности. Специфика чувственного познания. Основные
формы чувственности: ощущение, восприятие, представление. Восприятие и
"конструирование" объектов познания. Антропоцентризм и социокультурная
обусловленность чувственного отражения человеком внешних воздействий. Единство
образных и знаковых элементов познавательной деятельности.
Рациональное
познания; его основные формы и их соотношение с формами чувственного познания.
Понятие, суждение, умозаключение — основные формы логического познания, их роль
в экономической науке и практике. Роль интуиции в познании. Познание и
воображение. Проблема репрезентации объектов познания. Структура экономических
знаний.
Литература:
1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет
МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ;
СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В.Л. Обухова, Ю.Н. Солонина, В.П.
Сальникова и В.В. Васильковой. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в
области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
2.
Алексеев П.В.,
Панин А.В. Философия. Учебник.- М., 2010.
3.
Стёпин В.С.,
Горохов В.Г., Рогов М.А. Философия науки и техники. М., 2001.
4.
История и
философия науки: Уч. пос. для аспирантов. СПб., 2008.
5.
Декарт Р.
Рассуждениео методе. //Избр. произв. М., 1950.
6.
Малкей М. Наука и
социология знания. М., 1983.
7.
Марков Б.В.
Проблема проверяемости и обоснования теоретического знания. Л., 1984.
8.
Наука и
альтерантивные формы знания // Отв. ред. Б.В.Марков. СПб., 1995.
9.
Подкорытов Г.А. О
природе научного метода. Л., 1988.
10.
Поппер К. Логика
и рост научного знания. М., 1983.
11.
Фейерабенд
П. Избранные труды по методологии
науки.М., 1986.
12.
Философия и
методология науки. М., 1996.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы возможности,
условия и формы познавательной деятельности
2. Сравнить
образные и знаковые элементы познавательной деятельности. Что дает логика и
интуиция в познании?
3. Какова
общая структура познания и ее форма в экономике.
Вопросы и задания для
самостоятельной работы:
1.
Современное
понимание чувственного опыта. Неразрывная связь чувственного и рационального
в опыте. Чувственный опыт как результат предвосхищения и
интерпретации.
2.
Активность
субъекта чувственного опыта. Открытость чувственного опыта для
проверки и исправления.
3.
Вопрос об
интуиции как особом источнике познания. Различные понимания интуиции в
философской мысли.
4.
Вопрос о рассудке
и разуме как особых познавательных способностях.
Тема 3.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ.
Эволюция
представлений о природе и сущности человеческого знания. Знание (episteme) и
мнение (doxa) в античной философии. Знание, убеждение и вера. Проблема
источников знания и спо- собов его обоснования. Виды знания. Умозрение,
откровение, эмпирический опыт. Знание явное и неявное. Знание, понимание,
умение и их различия в экономической науке. Знание коллективное и
индивидуальное. "Личностное" знание. Понятие "информация" и
его соотношение со знанием. Знание как ценность. Знание как прогноз и программа
возможной деятельности.
Проблема
истины в познании. Классическое определение истины и пути его исторического
развития. Онтологическая гносеологическая концепции истины. Объективность и
конкретность истины. Диалектика относительных и абсолютных форм истины. Природа
критериев истины. Оценка истинностных значений языковых форм представленности
знаний: проблемы и подходы к их решению. Истина и ложь; истина и заблуждение.
Истина и правда. Вариативность истины и логическая прагматика. Способы
получения истинных знаний в экономике и их проверки. Истинность и
рациональность. Социальная значимость истины. Истина и коммуникация.
Историческая истина и социальная реальность. Истина и свобода. Власть и истина.
Неклассические концепции истины.
Литература:
1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет
МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ;
СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В.Л. Обухова, Ю.Н. Солонина, В.П.
Сальникова и В.В. Васильковой. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в
области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия. Учебник.- М., 2010.
3. История и философия науки:
Уч. пос. для аспирантов. СПб., 2008.
4.
Микешина Л.А.
Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.
5.
Гадамер Х.Г.
Истина и метод. М., 1988.
6.
Гегель Г.В.Ф.
Наука логики: В 3-х тт. - М.: Мысль, 1970: .Т.1. - 502 с.; Т.2. - 248 с.; Т.3.
С.102-104.
7.
Липский Б.И.
Практическая природа истины. Л., 1988.
8.
Огурцов А.П.
Экзистенциальность правды или объективность истины: конфликтность установок
творческой личности // Междисциплинарный подход к исследованию научного
творчества. - М.: Наука, 1990. - С. 83-105.
9.
Флоренский П.А.
Столп и утверждание истины. - М.: Правда, 1990.- Ч.1-2..
10.
Фуко М. Забота об
истине //Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
С. 307-327.
11.
Хюбнер К. Истина
мифа. М., 1996.
12.
Шестов Л. Что
такое истина? (Об этике и онтологии) //Ступени. Философский журнал. - 1991. №
3. - С.68-106.
Вопросы для самопроверки:
1. Сравнить
знание и мнение в экономике, сомнение, убеждение и верование.
2. Каковы
основные свойства истины. Истина и ложь в экономической науке и практике.
3. Каковы
концепции истины и их специфика в экономике.
Вопросы и задания для
самостоятельной работы:
1. Истина как
онтологическая и гносеологическая категория. Истина, ложь и правда в экономике .
2.
Истина как норматив познания. Ценностная природа истины.
3.
Понятие истины и критерий истинности в экономике.
4.
Корреспондентное понимание истины. Его сильные и слабые стороны. Вопрос о
критериях истины. Попперовское понятие правдоподобия.
5.
Когерентное понимание истины. Его сильные и слабые стороны и роль в
экономической науке.
6.
Прагматическое понимание истины. Его сильные и слабые стороны в экономике.
Тема 4. НОРМЫ
И ИДЕАЛЫ ПОЗНАНИЯ
В КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ.
Генезис науки
в истории общества. Место науки в духовной культуре, ее взаимосвязь с обыденной
жизнью, мифологией, религией, философией. Основные особенности научного
познания в в экономике. Наука и практика: соотношение внутренних и внешних
факторов становления и развития науки.
Функции
науки: описание, объяснение и прогнозирование. Наука и власть. Эволюция образа
науки в общественном сознании. "Космос" и "логос" античной
философии. Проблема "сущности" в философии средневековья. Зарождение
и развитие экспериментального познания. "Магия" и
"технология" в культуре Возрождения. Предпосылки и факторы
становления механико-математического естествознания. Целерациональная парадигма
"классической" науки. Кризис классического естествознания" на
рубеже XIX-XX веков и формирование основных идей "неклассической"
науки. Сциентизм и антисциентизм.
Критерии
научного знания: системность, простота, непротиворечивость. Классический и
неклассический идеалы научной рациональности.
Методологические
ориентации научного исследования. Уровни и формы научного познания. Общенаучные
и частнонаучные методы исследования. Индукция и дедукция; анализ и синтез;
описание и объяснение. Описания эмпирические и теоретические. Описание и
реконструкция. Понятие "факта" науки. Научные факты и методы их
обобщения. Факты эмпирические и теоретические, их взаимосвязь. Моделирование в
науке. Сущность и виды моделей. Роль моделей в познавательной деятельности.
Аксиоматизация и формализация в науке. Гипотетико-дедуктивная модель познания.
Критерии оценки гипотез. Верификация и фальсификация научного знания.
Природа
научных революций. Закономерности развития науки: факторы объективные и субъективные.
Традиции и новации в эволюции научного знания. Научное открытие: его сущность и
типы. Историческая обусловленность фундаментальных открытий. "Рост"
научного знания в экономике и проблема его организации и реорганизации.
Кумулятивная и и "революционная" модели развития науки. Интернализм и
экстернализм. "Специализированное" знание и проблемы генезиса
технической цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Мировоззренческие итоги
развития науки в ХХ веке.
Литература:
1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет
МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ;
СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В.Л. Обухова, Ю.Н. Солонина, В.П.
Сальникова и В.В. Васильковой. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области
правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия. Учебник.- М., 2010.
3. История и философия науки:
Уч. пос. для аспирантов. СПб., 2008.
4.
Микешина Л.А.
Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.
5.
Гайденко П.П.
Эволюция понятия науки. М., 1980.
6.
Карнапп Р.
Философские основания физики. М., 1971.
7.
Косарева Д.М.
Предмет науки. М., 1977.
8.
Кузнецова Н.И.
Наука в ее истории. М., 1982.
9.
Кун Т.С.
Структура научных революций М., 1975.
10.
Лакатос И.
Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
11.
Малкей М. Наука и
социология знания. М., 1983.
12.
Мамчур Е.А.
Проблема выбора теории. М., 1975.
13.
Наука и
альтерантивные формы знания // Отв. ред. Б.В.Марков. СПб., 1995.
14.
Огурцов А.П.
Наука: власть и коммуникация (социально-философские аспекты) // Вопросы
философии. - 1990. № 11. - С. 3-18.
15.
Поппер К. Логика
и рост научного знания. М., 1983.
16.
Старостин Б.А.
Параметры развития науки. М., 1980.
17.
Степин В.С.
Философская антропология и философия науки. М., 1992.
18.
Структура и
развитие науки. М., 1978.
19.
Фейерабенд
П. Избранные труды по методологии
науки.М., 1986.
20.
Холтон Дж.
Тематический анализ науки. М., 1981.
Вопросы для самопроверки:
1. Сравнить
нормативные функции экономической науки: описание, объяснение и прогнозирование
2. Каковы
идеалы научной рациональности?.
3. Каковы
нормы интернализма и экстернализма в
науке?
Тема 5.
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
Проблема
классификации наук. Общее и особенное в познании природных и социальных явлений
в экономике. Сфера научного познания и его культурные детерминанты.
Естественнонаучная, социальная, гуманитарная и техническая формы знания.
Специфика объектов социально-гуманитарного познания. Принципиальная
неустранимость субъекта из объекта социально-гуманитарного познания.
Соотношение действительности и ее образов в социальном познании.
Социокультурные
ориентации теоретического исследования. Проблема ценностей в экономическом и
социально-научном познании. Проблема смысла и ее интерпретации в различных
сферах познавательной деятельности. Основные этапы становления и развития
социального знания. Переход от мифологических к рациональным объяснениям
природы человека и его бытия в мире. Античная философия о сущности человека и
общества. Первые философские учения о роли языка и культуры в организации
индивидуальной и общественной жизни человека. Рациональное и иррациональное в
объяснении смысла и цели человеческого бытия в религиозной философии
средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения, формирование
начал гуманитарного познания. Социальные утопии в экономическом знании как
выражение специфических особенностей общественного сознания эпохи. Роль
авторитета и традиции в естественнонаучном и социально- гуманитарном познании.
Организация общества и организация знаний о нем. Познание мира и познание
человека: взаимодействующие или принципиального противоположные сферы познания?
Художественное
познание. Роль и место познавательной функции в художественной практике.
Природа и способы проявления познавательных аспектов искусства. Художественный
образ и его познавательное значение.
Специфика
познания экономических и политических процессов в обществе.
Литература:
1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет МВД
России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ;
СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В.Л. Обухова, Ю.Н. Солонина, В.П.
Сальникова и В.В. Васильковой. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в
области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия. Учебник.- М., 2010.
3. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Рогов М.А. Философия науки
и техники. М., 2001.
4. История и философия науки:
Уч. пос. для аспирантов. СПб., 2008.
5.
Микешина Л.А.
Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.
6.
Автономова Н.С.
Философские проблемы структурного
анализа в гуманитарном познании. М., 1971.
7.
Аттали Ж. На
пороге нового тысячелетия. - М., 1993. с.
8.
Бахтин М.М.
Эстетика словесного творчества. М.,1979.
9.
Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.,1986.
10.
Вебер М.
Избранные произведения. М., 1991
11.
Гадамер Х.Г.
Актуальность прекрасного. М., 1991.
12.
Гусев С.С.,
Тульчинский Г.Л. Проблема
понимания в философии. М., 1985.
13.
Коллингвуд Р.Д.
Идея истории. Автобиография. М., 1980.
14.
Лиотар
Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ступени: Философский журнал. -
1994, № 2(9). - С.86-98.
15.
Малкей М. Наука и
социология знания. М., 1983.
16.
Маркс
К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 3. - С.
7-544.
17.
Ракитов А.М.
Историческое познание. М., 1982.
18.
Савчук В.В.
Способ бытия гуманитарного знания //Вестник ЛГУ, сер. 6, 1990. Вып. 1. С.
51-61.
19.
Фукуяма Ф. Конец
истории? //Вопросы философии. - 1990. № 3. - С. 134-148.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем суть
социального познания. Каковы различия объекта и субъекта в социальном познании.
2. Сравнить
социальные надежды, утопии с проектами и программами.
3. В чем
состоит специфика познания экономических процессов в обществе
Тема 6.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Проблема метода в социально-гуманитарном
познании: эволюция основных представлений. Объективизм и субъективизм
социально-гуманитарных теорий, критерии их проверки. Редукционизм и холизм как
альтернативные исследовательские стратегии. Системный подход в социально-экономических
и гуманитарных дисциплинах, его особенности и функции. Комплексный характер
объектов социо-гуманитарного познания.
Познавательный
статус социально-гуманитарных теорий, их структура и типология. Внутренняя
дифференциация предметных областей социально-гуманитарного знания:
социологический и гуманитарные подходы в экономике. Понятие "факта" в
социальном и гуманитарном подходе. Специфические особенности экономического
познания.
Объективистская
парадигма классической науки попытки распространения методов естествознания на
сферу социально-гуманитарных исследований (натурализм, физикализм, механицизм,
биологизм, витализм, эволюционизм, структурно-функциональный анализ и др.).
Переоценка степени универсальности естественнонаучной методологии в
гуманитарном познании, их место функции в развитии знания.
Социально-историческое
описание, объяснение и законы истории. Особенность понятия "закон" в
социально-гуманитарных наук. Соотношение объяснения и понимания в
социально-гуманитарном познании. Социально-гуманитарное познание как система
"понимающих" наук. Номотетические и идеографические описания как две
различные познавательные ориентации. Идеалы, нормы и регулятивы
социально-гуманитарного познания. "Классическая" социальная теория,
ее развитие и кризис. Формирование неклассической методологии социального
познания. Языки описаний и проблема их интерпретаций. Понятие дискурсивности.
Философия и герменевтика. Эволюция представлений о сущности герменевтики.
Модернизм и
постмодернизм - проявления кризиса классического идеала рациональности. Место и
роль постмодернистских техник в современных познавательных стратегиях.
Изменение
представлений о прогрессе в концепциях социо-гуманитарного знания. Техника и
человек: взаимные ограничения и стимулы развития. Техника и футурология.
Техника, "массовая культура" и нормы общественного поведения с точки
зрения социально-гуманитарного познания. Гносеологические проблемы экономики.
Познание современных форм экономического развития.
Литература:
1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПОЗНАНИЯ: Учебник для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет
МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ;
СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / Под общ. и науч. ред. В.Л. Обухова, Ю.Н. Солонина, В.П.
Сальникова и В.В. Васильковой. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в
области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия. Учебник.- М., 2010.
3. История и философия науки:
Уч. пос. для аспирантов. СПб., 2008.
4.
Микешина Л.А.
Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.
5.
Античная культура
и современная наука. (Раздел Методология гуманитарных наук) М., 1985
6.
Голосовкер Я.Э.
Логика мифа. М., 1987.
7.
Дюркгейм Э. Метод
социологии. //О разделении общественного труда. М., 1991
8.
Естественнонаучное и социально-гуманитарное знание. Л.,990.
9.
журнал.
- 1994, № 2(9). - С.86-98.
10.
Луман Н. Понятие
общества //Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994
11.
Научные и
вненаучные формы в социальном познании (Теоретические и духовно-практические
формы освоения действительности)./ Отв. ред. В.Г.Федотова. М., 1987.
12.
Подорога
В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. - М.: Ad
Marginem, 1995.
13.
Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии,
1992, N 10.
14.
Рикёр П. Конфликт
интерпретаций. М., 1995.
15.
Хабермас Ю.
Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. - М.: Изд.
центр “AKADEMIA”, 1995. С. 81.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскрыть
суть системного подхода в социально-гуманитарном познании.
2. Сравнить
познавательное значение понятий "факт" и "закон".
3. Раскрыть
суть идеалов, норм и регулятивов социально-гуманитарного познания.
Базовая учебная литература
1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ: Учебник
для магистров и аспирантов — Санкт-Петербургский университет МВД России;
Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП
(СПб.) / Под общ. и науч. ред. В.Л. Обухова, Ю.Н. Солонина, В.П. Сальникова и
В.В. Васильковой. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области
правоохранительной деятельности «Университет», 2003. — 560 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.
Учебник.- М., 2010.
3. История и философия науки: Уч. пос. для
аспирантов. СПб., 2008.
4. Микешина Л.А. Философия познания.
Полемические главы. – М., 2002.
5.
Стёпин В.С., Горохов В.Г., Рогов М.А. Философия науки и техники. М., 2001.
Основная рекомендуемая
литература
1. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и
реальности. М., 1995...
2. Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия. –
М., 2008.
3. Лебедев С.А. Философия социальных и гуманитарных наук.
– М., 2006.
4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. –
М., 2001.
5.
Микешина Л.А.
Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры.
Методология научного исследования. – М., 2005.
6. Современная философия науки // Хрестоматия. Сост.
А.А.Печенкин. М.,1994.
7. Теория познания. В 4 т. / Под ред. В.А.Лекторского,
Т.И.Ойзермана. М., 1991.
8. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.,
1984.
Дополнительная литература
1.
Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
2. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
4. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
5. Структура и развитие науки. М., 1978.
6. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
7. Хакинг Ян. Представление и вмешательство. М., 1998.
8. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1977.
1. Национальная
философская энциклопедия:
http:// www.terme.ru/
2.
Философский портал: http://www.philosophy.ru
3.
Портал «Социально-гуманитарное
образование»: http://www.humanities.edu.ru
4.
Федеральный портал «Российское
образование»: http://www.edu.ru/
5.
Портал «Философия online»: http: // www.phenomen.ru/
6. Электронная
библиотека по философии: http://www.filosof.historic.ru
7.
Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru/
8. Britannica: http://www.britannica.com
9. Stanford Encyclopedia of Philosophy: http://www.britannica.com
10. Электронная библиотека http://elenakosilova.narod.ru
11. Электронная библиотека http://www.nietzsche.ru
12.
Веб-кафедра
философской антропологии: anthropology.ru
13.
Электронный
учебник по курсу "Философия": ido.rudn.ru
14.
Учебный
портал: www.academic.ru
15.
Электронная
библиотека: www.gumer.info
16.
Портал
словарей: www.slovari.yandex.ru
17.
Федеральное хранилище «Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru
1.
Единство чувственного
и рационального познания.
2.
Формы
преднаучного познания в экономике.
3.
Вненаучное
познание в экономике.
4.
Специфика
социального познания.
5.
Особенности
экономических наук.
6.
Наука как система
деятельности людей.
7.
Методы научного
познания в экономике.
8.
Научные революции
и смена типов рациональности.
9.
Проблема
соотношения знания и веры: прошлое и настоящее.
10.
Структура и
уровни познания в экономике.
11.
Социальные
функции вненаучного знания.
12.
Формы научного
знания, закономерности их развития.
13.
Проблема языка
науки в экономике.
14.
Философские
концепции истины.
15.
Истина как
процесс.
16.
Проблема истины в
экономическом познании.
17.
Предмет и метод в
экономическом познании.
18.
Теория и практика
в экономическом познании.
19.
Сознательное и
бессознательное в познании.
20.
Возможности и
перспективы науки в познании.
Кейс
по Главе 9 работы Т.Куна «Структура научных революций». (М., 1977).
1) прочитать Главу 9 «Природа
и необходимость научных революций», работы Т.Куна «Структура научных революций».
2) ответить на три вопроса
письменно, подробно обосновав свое мнение, используя при этом теоретический
материал главы 9:
1.
Что такое «научные революции», как и почему они возникают в познании?
2.
Каковы функции революции в развитии науки?
3.
Влияют ли научные революции на ненаучное познание?
Кейс по главе VII Простота, работы К.Поппера «Логика и рост научного знания».
1. Прочитайте главу VII Простота, работы
К.Поппера «Логика и рост научного
знания».
2.Сравните эстетический и
прагматический аспекты простоты и раскройте роль простоты в познании.
3. Охарактеризуйте
количественную и качественную определенности простоты в познании.
1.
Какая из
перечисленных форм познания является древнейшей?
а)
мифологическое познание
б)
научное познание
в)
религиозное познание
г)
философское познание
2.
Какая проблема
является основной в теории познания?
а)
проблема аргументации
б)
проблема истинности познания
в)
проблема классификации наук
г)
проблема метода познания
3.
Какая из
перечисленных концепций трактует истинность как соответствие знаний
объективному положению вещей?
а)
конвенционализм
б)
концепция когеренции
в)
концепция корреспонденции
г)
прагматизм
4.
Какая из
перечисленных концепций утверждает, что в основе научных теорий лежат не принципы,
отвечающие критериям истинности, а произвольные соглашения между учёными?
а)
конвенционализм
б)
концепция когеренции
в)
концепция корреспонденции
г)
прагматизм
5.
В какой из
перечисленных концепций «истина определяется как полезность» (Дж. Дьюи),
или работоспособность идеи?
а)
конвенционализм
б)
концепция когеренции
в)
концепция корреспонденции
г)
прагматизм
6.
Какая из
перечисленных концепций трактует истинность как согласие мышления с самим
собой?
а)
конвенционализм
б)
концепция когеренции
в)
концепция корреспонденции
г)
прагматизм
Для проведения лекционных и практических
занятий необходимы учебная аудитория, методический кабинет, ноутбук и проектор,
а также, по возможности, доступ в Интернет для возможности быстрого получения учебной
информации.
(магистратура, 9 семестр)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Аудиторные часы |
Самост. работа |
Интерактивные формы обучения |
Формы текущего контроля |
|||
Лекц |
Практич. занятия |
Лаборат. работы |
Всего |
|||||
1. |
Тема 1. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ. |
2 |
2 |
|
4 |
5 |
1 |
анализ мини-кейсов и экспресс-опрос |
2. |
Тема 2. СТРУКТУРА, УРОВНИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. |
4 |
4 |
|
8 |
10 |
2 |
групповая дискуссия |
3. |
Тема 3. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ. |
2 |
2 |
|
4 |
5 |
1 |
анализ кейсов |
4. |
Тема 4. НОРМЫ И ИДЕАЛЫ ПОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ
НАУКЕ. |
2 |
2 |
|
4 |
5 |
1 |
групповой проект |
5. |
Тема 5. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ |
2 |
2 |
|
4 |
5 |
1 |
групповая дискуссия |
6. |
Тема 6. МЕТОДЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ГУМАНИТАРНОГО
ПОЗНАНИЯ. |
4 |
4 |
|
8 |
10 |
2 |
групповая дискуссия и мини-кейс |
|
ИТОГО: 70 час ( зачетные единицы трудоемкости) |
16 |
16 |
|
32 |
40 |
8 |
экзамен |