СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В ЭКОНОМИКЕ Методическое пособие к спецкурсу для студентов экономических специальностей. М.Г.КУРБАНОВ |
---|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
__________________________________________________________________________
М.Г.КУРБАНОВ
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В ЭКОНОМИКЕ
Методическое пособие к спецкурсу
для студентов экономических специальностей.
Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 8 с.
Спецкурс "Социально-философские основы Паблик Рилейшнз в экономике" составлен таким образом, чтобы организовать последовательное изучение студентами пограничных областей знания, пересекающихся между философией, экономикой и Раблик Рилейшнз - новой дисциплиной, исследующей общественные связи, социальные коммуникации и их функционирование в современном обществе.
Социально-философские идеи, основные принципы и концепции здесь сочетаются с профессиональной спецификой деятельности экономиста, реализующего корпоративные интересы фирмы. В методическом пособии показаны роль и значение службы Раблик Рилейшнз в социально-экономическом и государственном управлении.
Материал спецкурса раскрывает основные черты и особенности эволюционирования службы Раблик Рилейшнз и перспективы ее дальнейшего развития в обществе.
Тематическое планирование
Тема 1. Социально-философские концепции общества и роль Паблик Рилейшнз в обществе. 4 час.
Тема 2. Паблик Рилейшнз в профессиональной деятельности экономиста. 4 час.
Тема 3. Экономическая организация (учреждение) и проблемы ее взаимодействия со средой. 2 час.
Тема 4. Паблик Рилейшнз в общей системе социально- экономического управления. 4 час.
Тема 5. Паблик Рилейшнз в государственной системе экономического управления. 2 час.
Тема 6. Деятельность службы Паблик рилейшнз в системе экономического потребления. 2 час.
Тема 7. Эволюция и перспективы Паблик Рилейшнз в экономической науке и практике. 2 час.
___________________________________________________________
Итого: 20 час.
Тема 1. Социально-философские концепции общества и роль Паблик Рилейшнз в познании общества.
Философское понимание общества и социально-экономических процессов. Социально-философские концепции общества и их классификация.
Натуралистическая концепция общества и ее биосоциальные предпосылки. Идеалистическая концепция общества и ее духовно-социальные основы. Деятельностная концепция общества и принцип самоорганизующейся системы. Феноменологическая концепция общества и принцип социальной множественности, фрагментарности.
Общественные отношения, связи и коммуникации, специфика их философского и конкретно-научного познания. Предмет и структура Паблик Рилейшнз в социально-философском измерении. Интеграционный и междисциплинарный характер Паблик Рилейшнз
.Положение Паблик Рилейшнз в обществе. Общественные организации, их взаимодействие и сосуществование в социальной, политической и экономической среде. Роль Паблик Рилейшнз в решении проблем гармонизации связей и отношений в обществе.
Тема 2. Паблик Рилейшнз в профессиональной деятельности экономиста.
Паблик Рилейшнз как особый вид профессиональной деятельности, интегрирующий знания и умения в области социологии, экономики, математики, философии, политологии, психологии. Основные цели и задачи деятельности службы Паблик Рилейшнз и ее сотрудников.
Творческий, научный и управленческий характер деятельности специалистов Паблик Рилейшнз в экономической сфере. Профессиональные требования к специалисту Паблик Рилейшнз в экономике.
Ключевые понятия Паблик Рилейшнз (организация, социальная среда, менеджмент, коммуникации). Социальная обстановка и роль общественных связей в ее развитии. Взаимодействие экономической организации с социальной средой.
- 5 -
Тема 3. Экономическая организация (учреждение) и проблемы ее взаимодействия со средой.
Экономическая организация (учреждение), ее структура и положение в обществе. Взаимодействие экономической организации с общественностью; изучение этих взаимодействий и меры воздействия на них. Методы сбора информации и организация исследований в Паблик Рилейшнз.
Проведение исследований проблем взаимодействия организации со средой. Цель, программа и план исследования проблем. Основные этапы и направления исследований. Достоверность результатов, надежность исследования и типичные ошибки в исследованиях Паблик Рилейшнз.
Основные методы исследований взаимодействия организации со средой (наблюдение, опросы, интервью, экспертиза, контент-анализ, прогнозирование и др.).
Тема 4. Паблик Рилейшнз в общей системе социально-экономического управления.
Основы социально-экономического управления в обществе. Объект, предмет и субъект в структуре управления и самоуправления. Характер и содержание деятельности субъекта социально-экономического управления. Эффективность и результаты управления
Социально-экономический процесс и его направленность. Проблемы, методы и решения в социально-экономическом управлении.
Социально-экономическое моделирование, прогнозирование и проектирование. Управленческие отношения и связи в обществе. Сущность и содержание Паблик Рилейшнз в управленческих связях.
Цели, подходы и задачи в реализации управленческих решений. Сущность управленческого решения в социально-экономической сфере. Процесс разработки и реализации управленческого решения. Организация деятельности Паблик Рилейшнз по выполнению управленческих решений с учетом прямых и обратных связей.
- 6 -
Тема 5. Паблик Рилейшнз в государственной системе экономического управления.
Государственное управление и регулирование экономики. Роль Паблик Рилейшнз в изучении достоинств и недостатков минимального и максимального участия государства в экономической жизни общества. Динамика степени управляемости и регулируемости экономики в разные периоды времени и в разных отраслях.
Философский анализ ролевых значений и функций государства в экономическом управлении (стимулирующая, судебная, контролирующая, покупательная и др. функции).
Лоббирование как способ организованного воздействия на управленческие решения государства в целях реализации корпоративных интересов экономических субъектов. Программа действий службы Паблик Рилейшнз в сфере государственных коммуникаций и лоббирования.
Тема 6. Деятельность службы Паблик рилейшнз в системе экономического потребления.
История формирования системы потребления в экономической жизни общества. Потребительское самообслуживание в обществе с натуральным хозяйством. Переход от традиционного общества к новому обществу, ориентированному на сервисное обслуживание. Изменения отношений между производителями и потребителями. Посредническая роль магазинов, маркетов, складов в системе экономического потребления.
Разработка службой Паблик Рилейшнз программы действий по налаживанию партнерства между потребителем и производителем. Меры по реализации заявок и предложений потребителей. Изучение проблем и претензий со стороны потребителя к продукции.
- 7 -
Тема 7. Эволюция и перспективы Паблик Рилейшнз в экономической науке и практике потребления.
Причины происхождения и движущие силы развития Паблик Рилейшнз, их место в экономической науке и практике. Основные этапы эволюции Паблик Рилейшнз.
Система потребления как предмет деятельности служб Раблик Рилейшнз. Потребление и потребитель в экономике. Первый этап манипуляций потребителем. Агитация и пропаганда. Стремление к сенсационности, трюкачеству, приукрашивание реальности. Второй этап адаптации к потребителю. Эпизодическое изучение потребностей и интересов потребителя. Третий этап взаимопонимания и сотрудничества с потребителем.
Исследовательская, консультационная, маркетинговая деятельность Паблик Рилейшнз. Формирование более рациональных способов потребления. Четвертый этап слияния с потребителем. Менеджментная деятельность и опережающий учет изменений социальных ценностей, влияющих на потребление.
Проблема будущего в деятельности специалиста Раблик Рилейшнз. Футурология: прогностика и фантастика, наука и искусство. Ближайшие и отдаленные перспективы деятельности в Раблик Рилейшнз.
.
- 8 -
Рекомендуемая литература
1. Блэк С Паблик Рилейшнз. Что это такое? М., 19
922. Браун Л. Имидж - путь к успеху. СП-б., 2000
3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М., 2000
4. Зельдович Б.З. Организационное поведение. Уч.пос. М. 2000
5. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. М., 2000
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1993
7. Мескон М.Х.,Альберт М.,ХедоуриФ. Основы менеджмента.М., 1992
8. Невзлин Л.Б. Паблик Рилейшнз. Кому это нужно? М., 1993
9. Нет бизнеса без "Паблик Рилейшнз". "Час пик", 18.05.1994
10.Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов М., Киев 1999.
11.Почепцов Г.Г. Имеджелогия. М., Киев 2000.
12. Таусенд Р. Секреты управления. М., 1991
13. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или метамарфозы
рекламного образа. М.,2000
14. Яковлев И. Паблик Рилейшнз в организациях. С.Пб., 1995
15. Яковлев И. Паблик Рилейшнз - интегральная профессия.//
"Престиж" N 5, 1994
Социально-философские основы Паблик Рилейшнз в экономике.
Методическое пособие к спецкурсу для студентов экономических специальностей.
Составлен: 10 декабря 2000 г.
(с) Курбанов М.Г. - дизайн.